- нарушено образное восприятие;
- затруднено восприятие изобразительных средств языка;
- фрагментарное усвоение событий, особенно если большое количество действующих лиц или мест действия;
Имеющийся у таких школьников опыт и знания не всегда помогают правильно оценить события, описанные в произведении, а иногда и мешают сделать правильный вывод.
Задачи работы над формированием осознанного чтения:
- расширять возможности детей в понимании информационного смысла произведения;
- учить четко устанавливать смысловые связи;
- помогать в понимании идейного смысла произведения.
Приемы работы по формированию навыка осознанного чтения:
1 )разбор значений слов-синонимов.
2) разбор значения слов-синонимов и их сопоставление со словами из читаемого произведения.
3) самостоятельное придумывание синонимов и сопоставление их с читаемым текстом.
4) подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.
5) работа со смешанными рядами близких и противоположных по значению слов (синонимов и антонимов).
6) работа с фразеологизмами.
7) обучение умению прогнозировать содержание текста и развитие смысловой догадки.
8)упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.
9)упражнения, направленные на развитие метафоричности речи школьников, правильного восприятия многозначности значения слов и выражений.
Основные параметры для проверки и анализа техники чтения:
1. Правильность чтения:
- невозможность чтения слогов и слов (при условии усвоения всех букв);
- побуквенное чтение;
- замена слова другим, несходным по буквенному составу;
- замена слова другим, сходным по буквенному составу (родственные слова);
- вставка согласных звуков;
- добавление гласного звука между двумя согласными при стечении;
- пропуск конечного гласного звука;
- перестановка звуков;
- замена гласных звуков;
- замена оппозиционных звуков (звонкие – глухие, мягкие – твердые);
- нарушение чтения пар слов, сходных по буквенному составу.
2. Осознанность чтения:
- непонимание значений отдельных слов;
- фрагментарное понимание текста;
- неточное, искаженное представление ситуации, описанной в тексте;
- неумение установить смысловые связи между частями текста.
3. Беглость чтения (1 кл. – 10 слов, по слогам, плавно; 2 кл. – 10–15слов в начале учебного года, 15–20 со второй четверти, по слогам с переходом на чтение целыми словами; 3 кл. – 20–25 слов, целыми словами; 4 кл. – 30–35 слов, плавное чтение целыми словами).
- чтение целыми словами;
- слоговое чтение;
- побуквенное чтение.
4. Выразительность чтения (вводится с 3 класса):
- применение при чтении знаков препинания;
- эмоциональность чтения.
В теоретической главе была изучена сущность уроков чтения в школе VIII вида. Выяснили, что главная задача уроков чтения—выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Кроме общих с массовой школой задач уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. Выделили и расшифровали формы дислексии. Также отметили, что чаще всего у таких детей имеют место фонематические, аграмматические и оптические дислексии. Затем кратко проследили обучение чтению в разных классах.
Проблема несформированности навыков чтения особенно остро проявляется в специальной школе VIII вида, т.к. процесс формирования навыков чтения у таких у учащихся протекает замедленно и отличается своеобразием. Несформированность процесса чтения, а именно: неумение читать правильно, бегло, выразительно и сознательно приводит к тому, что у младших школьников возникают нарушения письменной речи. По данным Р.И. Лалаевой у 65-70% младших школьников обнаруживается дислексия, которая проявляется в неусвоении букв, побуквенном чтении, искажении звуковой и слоговой структуры слова, нарушении понимания прочитанного и аграмматизмами в процессе чтения. У учащихся с несформированными навыками чтения возникают трудности в установлении социальных связей с окружающим миром, оказываются расстроенными взаимоотношения с обществом, возникают трудности в речевом общении, нарушается коммуникативные функции. Эти нарушения в подростковом возрасте препятствуют социальной адаптации и интеграции учащихся с интеллектуальной недостаточностью и подрывают основу формирования ребенка как читателя, и как саморазвивающуюся личность.
Другое о педагогике:
Исследование уровня сформированности мышления младших школьников в процессе
обучения математике
Опытно-экспериментальная работа выполняет в педагогическом исследовании ряд функций. В ней аккумулируется фактический материал, изучение которого подводит к выделению эмпирических закономерностей, позволяет сформулировать научные предположения, которые затем обосновываются или опровергаются как с и ...
Урок закрепления изучаемого материала
Основная цель этого урока заключается в закреплении и осмыслении изученного в виде более соответствующих навыков и умений, как моторных, так и интеллектуальных. Стержнем педагогического пути достижения цели такого урока является не изучение учащимися нового материала, не их теоретическая самостояте ...
Комплект презентаций к лекциям
1. Обзор программного обеспечения для создания презентаций При изложении лекционного материала по дисциплине «Формообразование» преподавателю для повышения эффективности восприятия учебного материала необходимо использовать достаточное количество примеров (иллюстраций), подкрепляющих и раскрывающих ...