Революция 1917 года оставила противоречивый след в судьбе высшей школы. Еще больше усилилась демократизация. Отменили оплату за обучение, студентам выплачивались государственными стипендиями. С 1919 года университет полностью был на государственном финансировании. С этого же года в университете создается рабочий факультет, для выходцев из рабочих и крестьянских семей, что бы они смогли получить необходимые для поступления в вуз сумму знаний. Преподавание в университете в первое послереволюционное десятилетие продолжали ученые с мировым именем: Д.Н. Анучин, Н.Е. Жуковский, Н.Д. Зелинский, А.Н. Северцов, К.А. Тимирязев, С.А. Чаплыгин и другие.
Но это принесло и отрицательные аспекты. Профессора и студенты, которые не приняли новые политические порядки, ушли из Московского университета. Реорганизации 20-30-х годов, тоже действовали отрицательно на университет. Что бы увеличить число специалистов из университета были выведены медицинский, советского права и химический (временно) факультеты и на их базе созданы самостоятельные вузы. В такие же вузы преобразовали геологическое, минералогическое и географическое отделения на естественных факультетах. На основе гуманитарных факультетов в 1931 году открылся Московский институт философии, литературы и истории, слившийся вновь с МГУ только спустя десять лет.
Так же была допущена жесточайшая ошибка в построении учебного процесса, был введен "бригадно-лабораторный метод" обучения, отменявший лекции, отдававший проработку материала на самотек студенческим бригадам из 3-5 человек, индивидуальный экзамен заменялся коллективными отчетами бригад.
Но к счастью в 1932 году "бригадно-лабораторный" метод был отменен. Вводили новые учебные программы, меняли режим работы в высшей школе. В 1934 году впервые за долгое время Советской власти были защищены кандидатские диссертации.
Не прошли даром для университета трагические события общественной жизни 30-50-х годов. Идеологический и административный диктат ограничивал свободу творчества, ограничивали контакты с зарубежными научными центрами. Многие ученые подверглись необоснованным репрессиям, целые направления исследований, особенно в общественных науках, филологии, кибернетике, биологии были свернуты и запрещены.
Но, несмотря на эти тяжелые времена, университет в целом достиг в эти годы значительных результатов. К 1941 году только на дневном отделении занималось 5 тыс. студентов. Больше 30 профессоров и научных сотрудников стали действительными членами АН СССР. Ученые университета разработали учебники для высшей и средней школы.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов была еще одним испытанием в жизни университета. «Уже 25 июня 1941 года ушла на фронт первая группа студентов и сотрудников МГУ, в основном для пополнения командного и политического состава Красной Армии. Добровольцами МГУ была укомплектована 8 (Краснопресненская) дивизия народного ополчения. Она героически сражалась во время обороны Москвы.»14 В октябре 1941 года университет находился в эвакуации, сначала в Ашхабаде, а с лета 1942 года - в Свердловске. В Москву университет вернулся только весной 1943 года, хотя занятия с оставшимися в столице студентами возобновились в феврале 1942 года после разгрома фашистских отрядов под Москвой. В годы войны университет выпустил более 3 тысяч специалистов. Ученные Московского университета внесли особый вклад в дело обороны страны и развития её экономики. Ученые Мгу совершенствовали самолетостроение и управление морскими судами. В медицинской практике ввели препарат «тромбин» который ускорял свертываемость крови. Все эти заслуги были отмечены правительством Советского союза
«Свыше тысячи человек награждены в годы войны орденами и медалями СССР и стран антигитлеровской коалиции, а семь были удостоены звания Героя Советского Союза. Не вернулись с войны около 3 тысяч студентов, аспирантов, профессоров, преподавателей и сотрудников МГУ. В их честь рядом с 1 учебным корпусом в 1975 году был открыт памятный знак и зажжен Вечный огонь Славы. »
Восстановление после войны и дальнейшее развитие страны требовало нового подъема университетского образования. В конце 40-х - начале 50-х годов значительно улучшается материальное положение Московского университета. На Ленинских (Воробьевых) горах возводится огромный комплекс новых университетских зданий. 1 сентября 1953 года в них начались учебные занятия. Лаборатории, аудитории были оснащены лучшим по тому времени оборудованием. Бюджет университета вырос более чем в 5 раз по сравнению с бюджетом до войны.
Другое о педагогике:
Использование дидактических игр с целью повышения интереса к
русскому языку
Из огромного многообразия методов в особую группу выделяют методы стимулирования и мотивации учения. Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Практически любая игра познавательна. Однако сущес ...
Понятие и виды самооценки
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведен ...
Проектная деятельность в области дополнительного образования
В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что будущее России, её место и перспективы в современном мире в первую очередь зависят от того, будут ли её жители патриотами и гражданами своей страны. Перед современной школой стоит сложная задача – воспитать молодежь, которая понимает и ценит демо ...