Краткая история уставов 1863, 1884 гг

По уставу 1863 года увеличивалось количество учебных дисциплин и число преподавателей. Большое внимание уделялось организации практических и лабораторных занятий, семинаров. Была восстановлена фактически уничтоженная в годы николаевского царствования выборность ректора и деканов. На четырех факультетах университета - историко-филологическом, физико-математическом, юридическом и медицинском - учились около 1500 студентов, большинство из которых принадлежало к разночинцам.

Устав 1863 года, открывший новые возможности для развития отечественного просвещения и науки, просуществовал лишь до 1884 года. Но после убийства в 1881 году народовольцами царя Александра II правительство возобновило наступление на университетскую автономию, усилило контроль над преподавателями. Тем не менее, университет сумел сохранить себя как один из центров передового научного знания и духовной жизни России.

Устав 1884 года сохранил деление факультетов, но увеличил количество дисциплин до 56. Наибольшим изменениям были подвергнуты принципы университетской автономии, которые зафиксированы в обоих уставах. Если устав 1863 года предполагает выборность всех руководящих должностей, то новый устав наоборот ограничивал автономию университета и усиливал надзор Министра Народного Просвещения и Попечителя Учебного Округа над тем, что происходило в университете. Эти изменения коснулись и внешнего вида студентов. Устав 1863 года отменял обязательное ношение студенческой формы, то устав 1884 года требовал ее ношения в обязательном порядке. Оба документа утверждали срок обучения в университете. Для медицинского факультета – 5 лет, для студентов остальных факультетов – 4 года. Все эти изменения в уставе свидетельствуют о трениях, которые постоянно возникали между Московским университетом и правительством. Именно в это время характеризуется развитием студенческих движений, и вовлечение студенчества в революционные процессы.


Другое о педагогике:

Виды внеурочных форм экологического образования
Экологический праздник – это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате. 1.День птиц Традиционно в российских школах в марте во время весенних каникул отмечается День птиц. Время проведения праздника приурочено к н ...

Методические позиции реализации полихудожественного подхода на уроках музыкальной литературы в ДШИ
Обучение музыкальной литературы в ДМШ - это знакомство с творчеством композиторов. Интересный, насыщенный, но в то же время сложный для усвоения материал большого объема предстоит донести до учащихся разновозрастных групп (в одной группе могут заниматься дети 10 - 15 лет). И от того, какие методы и ...

Психологический аспект преподавания сольфеджио: особенности детской психологии и мышления и их влияние на процесс обучения
сольфеджио преподавание урок музыкальный Как правило, в ДМШ дети поступают в том же возрасте, в котором идут в общеобразовательную школу – с 6–7 лет, хотя прием в первый класс духового отделения (в связи со спецификой игры на данных инструментах, требующей большей физической подготовки) ведется сре ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru