В современной педагогике укоренились два названия этого метода: метод проекта (Е.С. Полат, И.Д. Чечель) и метод учебного проекта (Н.Ю. Пахомова), предполагающих по сути своей один путь применения – решение учебной проблемы, создание учебного проекта. Чтобы не допускать разночтений, заранее определим основные термины, используемые для характеристики проектной деятельности.
Метод проекта (метод учебного проекта)
– это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Учебный проект
– комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
В основе проекта лежит идея, суть которой — прагматическая направленность на результат. Чтобы решить проблему, то есть достичь результата, необходимо формировать у учащихся умение самостоятельно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, находить решение проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей, прогнозировать результат своей деятельности и последствия применения различных вариантов решения.
Основные требования к методу учебного проекта следует определить как сочетание шести букв «П»
:
1. Проблема
- работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Проблема может быть учебная, профессиональная, социальная, она должна быть интересна в исследовательском плане с точки зрения подбора информации, практического использования результата.
2. Проектирование
- планирование собственной деятельности, а также деятельности команды по разрешению проблемы.
3. Поиск
- наличие исследовательской работы как непременное условие каждого проекта.
4. Продукт
- как практический результат работы над проблемой.
5. Презентация -
обязательное представление результата работы и его защита.
6. Портфолио
- комплект документов, в котором собраны все рабочие материалы по проектной деятельности (черновики, планы, графики, отчеты и т.п.).
Учебный проект позволяет организовать целенаправленную деятельность учащихся. В процессе такой деятельности актуализируются и систематизируются полученные традиционным путем знания, происходит их ревизия и переосмысление, при этом приобретается личный опыт практического применения знаний и умений, задействуется эмоционально-ценностный аспект обучения, который повышает результативность обучения. Таким образом, создается индивидуальный маршрут познавательной деятельности, когда обучение происходит на собственном опыте в режиме реального времени и приносит удовлетворение учащемуся, который видит результаты собственного труда.
Рассматривая проектную деятельность, можно выделить два плана предъявления проекта: видимый для учащегося и «невидимый» для него. Задумывая проект, преподаватель понимает, с каким материалом придется работать учащимся, какие знания и умения от них потребуются, какие свойства личности могут проявить обучающиеся в процессе работы, то есть в ходе проектной деятельности ставятся и достигаются конкретные педагогические цели и задачи.
Однако в отличие от традиционных уроков эти цели и задачи не сообщаются ученикам. Учащиеся работают с проблемой. Не подозревая того, они актуализируют свои знания, систематизируют их, добывают новые, работая с информацией. При этом преподаватель иногда проводит консультации, иногда необходимы лекции по новому материалу или объяснение непонятных терминов, понятий, закономерностей, иногда составляются и уточняются алгоритмы деятельности. В профессиональном образовании это особенно важно, так как производственная технологическая деятельность обязательно должна выстраиваться с учетом определенных правил, предписаний, инструкций, то есть творчество здесь применимо, но в определенных рамках. Новый материал должен подаваться не заранее, в надежде на то, что, когда он будет необходим, учащиеся им воспользуются, а в минуты наибольшей потребности, только тогда он будет востребован учащимися, незамедлительно применен ими.
Другое о педагогике:
Практическое применение краеведения на уроках литературы
Цель занятия
: образовательная – рассказать ученикам о создании сериала. Развивающая – проанализировать плюсы и минусы экранизации. Основные методы и приемы
: эвристический метод, основной прием – беседа; метод творческого чтения, используется прием комментированного чтения; репродуктивный метод (с ...
Сущность эстетического потенциала детей
Понятие «потенциал» является полинаучным и рассматривается исследователями в различных областях современного знания от естественнонаучного направления до гуманитарного. В общепринятом значении данное понятие, происходящее от латинского «potentia» – сила, в философии трактуется как источник, возможн ...
Особенности образования взрослых
Идея образования на протяжении всей жизни не нова. Она зафиксирована в пословицах, выражающих мудрость народов: русского ("Век живи – век учись"), английского ("Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем"), китайского ("Не бойся, что не знаешь – бойся, ...