В начале XX века в российских школах на фоне социокультурных процессов высветились просчеты в преподавании гуманитарных дисциплин, которые сказались на снижении уровня духовности, культуры общества, отходе от национальных традиций (стремлении к дублированию западных образцов).
В концепции модернизации образования, главными принципами которой являются гуманизация и гуманитаризация, перед российской школой ставится следующая задача: формировать «современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могли бы самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, были бы способны к сотрудничеству, отличались мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладали развитым чувством ответственности за судьбу страны». Поэтому приоритетами в деятельности школы, и в частности в преподавании литературы, согласно концепции должны стать развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей; воспитание гражданской ответственности, духовности - формирование «человека культуры». Так, в статье Н.И. Непомнящей «Целостно-личностный подход к изучению человека» главной задачей воспитания называется развитие целостной гармоничной личности, целостность же создается на основе «высших, духовных, личностных уровней человека». Именно усиление направленности образования на формирование личности рядом ученых-педагогов определяется как гуманизация образования.
Гуманизация образования, как отмечает Г.И. Беленький, имеет своей целью формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Гуманизация образования тесно соотносится с понятиями общественных ценностей, культуры; предполагает активное участие в учебном процессе ученика, увеличение его самостоятельности, развитие способностей и творческих возможностей. В современной педагогике в связи с этим выделяется такое направление, как педагогика сотрудничества, в которой ученик рассматривается не просто как объект, но и как субъект педагогической деятельности. «Продуктивные воплощения духовно-творческой активности субъекта, реально выражающиеся в многообразных формах духовно-практического производства - семиотической, семантической, иконической и др. - постоянно включаются им в духовно-творческую активность и поэтому выполняют роль особого связующего звена в корпусном архитектоническом строении культуры».
С понятием гуманизации тесно связан и вопрос о гуманитаризации обучения, в рамках которого рассматриваются конкретные вопросы содержания не только гуманитарных дисциплин, но всех образовательных дисциплин, усиление их воспитательного воздействия на учащихся. Целью гуманитаризации является усиление этической, эстетической, общекультурной сторон обучения. В свете идей гуманизации и гуманитаризации образования сегодня рассматривается и литературное образование, важность которого год от года усиливается, а условия проведения ухудшаются.
Другое о педагогике:
Диагностика уровня сформированности культуры
здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и
родителей
Исследование уровня сформированности культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе ДОУ "Росинка" города Ноябрьска. В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек. Для решения поставленных задач опытно - экспериментал ...
Тестирование в текущем контроле
Для текущего контроля разрабатывают корректирующие и диагностические тесты. Корректирующие тесты, как правило, являются критериально-ориентированными: если процент ошибок учащегося превышает критериальный балл, то его знания нуждаются в коррекции. С помощью корректирующих тестов можно найти слабые ...
Метод игровой организации учебного материала и процесса обучения
Принцип активности в процессе обучения был и остается одним из основных важнейших понятий в дидактике. Под данным понятием подразумевается такое качество деятельности ребенка, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, а также результативн ...