На тему законы сохранения в механике отводится 16 часов.
Закон сохранения импульса. (5 часов)
Для этой темы нами было предложено следующее экспериментальное задание:
Цель: изучение закона сохранения импульса.
Каждый из Вас наверное сталкивался с такой ситуацией: Вы бежите с определенной скоростью по коридору и сталкиваетесь со стоящим человеком. Что происходит с этим человеком? Действительно, он начинает двигаться, т.е. приобретает скорость.
Проделаем опыт по взаимодействию двух шаров. На тонких нитях висят два одинаковых шарика. Отведем в сторону левый шар и отпустим. После столкновения шаров левый остановится, а правый придет в движение. Высота, на которую поднимется правый шар, будет совпадать с той, на которую до этого был отклонен левый шар. То есть левый шар передает правому весь свой импульс. На сколько уменьшится импульс первого шара, на столько же увеличится импульс второго шара. Если же говорить о системе 2-х шаров, то импульс системы остается неизменным, то есть сохраняется.
Такое соударение называется упругим .
Признаки упругого соударения:
Нет остаточной деформации и, следовательно, выполняются оба закона сохранения в механике.
Тела после взаимодействия движутся совместно.
Примеры подобного вида взаимодействия: игра в теннис, хоккей и т. п.
Если масса подвижного тела больше массы неподвижного (m1 > m2), то оно уменьшает скорость, не меняя направления.
Если наоборот, то первое тело от него отражается и движется в противоположную сторону.
Существует также неупругое соударение
Понаблюдаем: возьмем один большой шарик, один маленький. Маленький шарик покоится, а большой приводим в движение по направлению к маленькому.
После столкновения шарики движутся вместе с одной скоростью.
Признаки упругого соударения:
В результате взаимодействия тела движутся совместно.
У тел появляется остаточная деформация, следовательно, механическая энергия превращается во внутреннюю энергию.
Выполняется только закон сохранения импульса.
Примеры из жизненного опыта: столкновение метеорита с Землёй, удары молотком по наковальне и т. п.
При равенстве масс (одно из тел неподвижно) теряется половина механической энергии,
Если m1 много меньше m2, то теряется её большая часть (пуля и стена),
Если наоборот, передается незначительная часть энергии (ледокол и маленькая льдина).
То есть существует два вида столкновений: упругие и неупругие.
Другое о педагогике:
Структура адаптивной модели
В основу реализации задач “Школа-детский сад” положено ступенчатое построение системы образования. I ступень: Дошкольное образование в детском саду (дети от 4 до 5 лет); школа раннего развития (дети, проживающие на закрепленном микроучастке, не посещающие детский сад, от 4 до 5 лет). II ступень: На ...
Формирование мирового образовательного характера
Для мирового образовательного пространства характерны такие свойства, как динамичность, интернациональность и разная плотность связей между составляющими и концентрации образовательных систем. Мировое образовательное пространство как система отвечает принципу взаимосвязи системы и среды. Его формир ...
История экологической этики
Этические взгляды по отношению к природе высказывались в самое разное время в самых разных странах. Будда провозгласил принцип непричинения вреда другим живым существам. Мухаммед защищал животных от жестоких людей. Пифагор и Плутарх говорили о добром отношении к животным. Святой Франциск Ассизский ...