На тему законы сохранения в механике отводится 16 часов.
Закон сохранения импульса. (5 часов)
Для этой темы нами было предложено следующее экспериментальное задание:
Цель: изучение закона сохранения импульса.
Каждый из Вас наверное сталкивался с такой ситуацией: Вы бежите с определенной скоростью по коридору и сталкиваетесь со стоящим человеком. Что происходит с этим человеком? Действительно, он начинает двигаться, т.е. приобретает скорость.
Проделаем опыт по взаимодействию двух шаров. На тонких нитях висят два одинаковых шарика. Отведем в сторону левый шар и отпустим. После столкновения шаров левый остановится, а правый придет в движение. Высота, на которую поднимется правый шар, будет совпадать с той, на которую до этого был отклонен левый шар. То есть левый шар передает правому весь свой импульс. На сколько уменьшится импульс первого шара, на столько же увеличится импульс второго шара. Если же говорить о системе 2-х шаров, то импульс системы остается неизменным, то есть сохраняется.
Такое соударение называется упругим .
Признаки упругого соударения:
Нет остаточной деформации и, следовательно, выполняются оба закона сохранения в механике.
Тела после взаимодействия движутся совместно.
Примеры подобного вида взаимодействия: игра в теннис, хоккей и т. п.
Если масса подвижного тела больше массы неподвижного (m1 > m2), то оно уменьшает скорость, не меняя направления.
Если наоборот, то первое тело от него отражается и движется в противоположную сторону.
Существует также неупругое соударение
Понаблюдаем: возьмем один большой шарик, один маленький. Маленький шарик покоится, а большой приводим в движение по направлению к маленькому.
После столкновения шарики движутся вместе с одной скоростью.
Признаки упругого соударения:
В результате взаимодействия тела движутся совместно.
У тел появляется остаточная деформация, следовательно, механическая энергия превращается во внутреннюю энергию.
Выполняется только закон сохранения импульса.
Примеры из жизненного опыта: столкновение метеорита с Землёй, удары молотком по наковальне и т. п.
При равенстве масс (одно из тел неподвижно) теряется половина механической энергии,
Если m1 много меньше m2, то теряется её большая часть (пуля и стена),
Если наоборот, передается незначительная часть энергии (ледокол и маленькая льдина).
То есть существует два вида столкновений: упругие и неупругие.
Другое о педагогике:
Изучение синтетических высокомолекулярных веществ
на уроке по химии в средней школе
Урок 1. Тема урок. Понятие о высокомолекулярных соединениях Цель урока: Систематизировать и углубить знания учащихся о высокомолекулярных веществах. Задачи: 1. ввести понятия – мономер, полимер, степень полимеризации, структурное звено, средняя молекулярная масса. 2. Ознакомить с разными структурам ...
Социально-педагогические идеи 20–30-х гг. ХХ в
Особый интерес состояние педагогической мысли России 20–30-х гг. ХХ века представляет для статуса социального воспитания как научной категории. Многие педагоги этого периода творчески развили концепцию социального воспитания, изучили вопросы подготовки молодежи к жизни, исследовали особенности микр ...
Природа, как педагогический аспект воспитания детей
В решении проблемы охраны природы исключительно важное значение имеет ее педагогический аспект, предполагающий воспитание у детей высокой культуры общения с природой, ответственности за сохранность ее объектов. Сознательное, бережное и заинтересованное отношение к природе каждого человека должно фо ...