Строгое соблюдение этого дидактического правила является залогом успеха любой учебно-воспитательной работы независимо от уровня, на котором она ведется.
Предъявление к учащимся непосильных для них требований подрывает веру в собственные силы, снижает желание учиться, воздвигает серьезные психологические барьеры на пути достижения учебных целей. Слишком низкий уровень требований отбивает интерес к учебе, не мобилизует усилия студентов. Вот почему педагог должен хорошо знать своих студентов, должен интересоваться их работой, чтобы, объяснив причины возникающих трудностей, помочь их преодолеть.
З. В обучении следует переходить от уже известного к новому, неизвестному.
Здесь следует сделать оговорку. Переходя от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному, мы ни в коем случае не подразумеваем, что обучение нужно сделать легким. Оно становится таковым для студентов само, если учтены уровень развития студентов, их возрастные и индивидуальные особенности. Преподаватель практикума по швейному производству может, умело дозируя учебный материал, планомерно наращивать трудности в работе, последовательно приучая студентов к их преодолению.
4. В процессе обучения нужно учитывать различия в скорости индивидуальной работы и в продвинутости в учебе отдельных студентов.
Принцип сознательного и активного участия студентов в процессе обучения. Это один из самых «молодых» принципов в дидактике. Был введен с целью выработки у студентов активной жизненной позиции. В то же время делается акцент на вектор этой активности: как использовать ее для достижения поставленных целей и задач обучения, учитывающих как потребности общества, так и индивидуальные потребности каждого студента.
Разработка принципа сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения практикума по швейному производству выработала ряд дидактических правил. Мы приводим лишь заслуживающие особого внимания.
1. Педагог должен знать индивидуальные интересы студентов и развивать их таким образом, чтобы во все большей мере учитывались объективные потребности общества.
Следование этому правилу позволяет добиться осознания – прежде всего самим студентов как общих, так и частных целей и задач обучения. Когда занятие практикума по швейному производству строится интересно для студентов, а тема проекта выбирается им самостоятельно, то формируются ценностные мотивы в учебе, выступающие необходимым условием ее успешности. В результате программные цели становятся для студентов как бы своими собственными.
2. Педагог должен ставить студентов в ситуации, требующие от них умения анализировать.
В мире технических творческих задач, окружающих человека на каждом шагу, нет и не может быть полного перечня всех вариантов решений. Следовательно, поиск ответа в каждой отдельной ситуации сводится к сопоставлению, анализу, привлечению аналогий из уже имеющегося учебно-практического или бытового опыта использованию различных теоретических знаний. Научить чему-нибудь можно тогда, когда создаются ситуации заставляющие студентов мыслить. Кроме всего прочего, опыт показывает, что удовлетворение от успеха, достигнутого за счет собственных усилий, - способствует приобретению богатых, прочных и оперативных знаний.
3. Педагог должен создать условия, содействующие приобщению студентов к коллективным формам работы.
При преподавании практикума по швейному производству очень важно развивать творческое групповое мышление. Оно предполагает выработку неожиданного взгляда на сложившуюся природу вещей, стремление к пониманию других и заинтересованности в их идеях. Коллективные - формы работы воспитывают уважение к чужим мнениям и настойчивость в реализации своих. Сотрудничество в области решения задач представляет очень ценное завоевание современной дидактики. Человеку всегда приходится участвовать в распределении обязанностей, координации индивидуальных усилий, руководить самому и подчиняться распоряжениям других. То же, ставшее привычным в ВУЗе, в том числе на занятиях практикума по швейному производству, формирует определенные социально-нравственные нормы, готовит будущих членов общества.
Принцип прочности знаний студентов. Этот принцип важен не в прямом восприятии слова «прочен» как «вечен». Память человека избирательна: мы не - запоминаем всего, а помним лишь то, что для нас особенно важно и интересно, да еще и часто повторяется. Видный психолог и педагог СА. Рубинштейн утверждал, что запоминание и воспроизведение во многом зависит от отношения личности к материалу. Кстати, психологи, уподобляющие нашу память кошельку, в который можно поместить только семь монет, оценивают объем информации, воспринимаемой человеком за один раз, в семь «кусков». Причем есть два основных вида памяти: кратковременная и долговременная. Именно последняя, оценивая информационную ценность, интересуется смыслом и отбирает все необходимое для будущего из кратковременной.
Другое о педагогике:
Методики при обучении плаванию
Существует большое количество разных методик по обучению плаванию. В методических рекомендациях раскрывается опыт эффективного обучения плаванию с использованием новых методических подходов, основанных на индивидуальных особенностях освоения плавательных движений детьми младшего школьного возраста. ...
Учебно-тематические планы практических
занятий
1. Принципы конструирования практических занятий Специфика дисциплины «Формообразование» заключается в том, что в ней одним из главных элементов обучения является творчество, которое осуществляется на практических занятиях. На лекционных занятиях и при проведении проверочных работ этот элемент прак ...
Роль учителя при выполнении проекта
Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинар ...