В данном параграфе рассматривается язык Object Pascal, используемый в системе визуального программирования Delphi фирмы Borland.
Object Pascal обеспечивает значительно более высокую скорость разработки программ за счет обнаружения на этапе компиляции программы ряда ошибок, которые компилятор языка C++ пропускает без предупреждения. В то же время Object Pascal в полной мере реализует концепции объектно-ориентированного программирования, в чем практически не уступает C++.
Язык Object Pascal является строгим языком, что во многом обусловлено учебным характером его предшественника языка Pascal.
1. Структура программы в Object Pascal
Программа, написанная на языке Object Pascal, состоит из ряда разделов (или блоков). Начало каждого раздела указывается с помощью специальных зарезервированных слов. В общем виде программа Object Pascal имеет следующий вид:
// Заголовок программы
Program имя_программы;
// Раздел объявления используемых модулей
Uses
Модуль_1, Модуль 2, Модуль_3;
// Раздел объявления используемых меток
Label
Метка_1, Метка_2;
// Раздел описания констант
Const
идентификатор_константы_1 = значение_1;
идентификатор_константы_2 = значение_2;
идентификатор_константы_3 = выражение_1;
// Раздел описания пользовательских типов
Туре
Идентификатор_типа_1 = определение_типа_1;
идентификатор_типа_2 = определение_типа_2;
// Раздел объявления переменных
Var
идентификатор_переменной_1 : определение_ переменной 1;
идентификатор_переменной_2,
идентификатор_переменной_3 : идентификатор_типа_2;
// Раздел объявления процедур и функций программы
Procedure процедура_1;
// текст процедуры
Function функция_1 : определение_типа_1;
// текст функции
begin
// текст программы
end.
Заголовок программы
В заголовке после служебного слова Program указывается имя программы. Хотя заголовок программы не является обязательным разделом, при написании программы в среде Delphi имя программы надо указывать. При этом имя основного файла проекта должно совпадать с именем программы, указанным в заголовке.
Заголовок программы может быть только один; он обязательно должен быть первой строкой программы.
Раздел объявления модулей
Начало раздела объявления модулей указывается с помощью директивы Uses. Имена используемых модулей просто перечисляются через запятую. Программа может содержать только один блок Uses, причем он должен следовать сразу за заголовком программы.
Разделов объявления меток, типов, констант и переменных может быть несколько, и они могут следовать в любом порядке.
Раздел описания меток
Т.к. использование меток считается плохим тоном в программировании, объяснение их в школе лучше пройти стороной.
Раздел описания типов
В Object Pascal существует довольно большое количество стандартных типов и множество типов, описанных в стандартных модулях. Однако при разработке программ, особенно объектно-ориентированных, программисту необходима возможность создавать свои пользовательские типы данных, которые носят название «типы данных, определяемые пользователем». Для описания пользовательских типов используется раздел объявления типов, начинающийся с директивы Туре. При создании типа указывается его идентификатор и после знака равенства приводится описание типа. Самым простым способом объявления собственного типа является просто объявление типа, аналогичного уже существующему
Идентификатор типа может содержать буквы латинского алфавита, цифры и знак подчеркивания. Первым символом идентификатора обязательно должна быть либо латинская буква, либо символ подчеркивания.
Раздел переменных
Начало раздела переменных объявляется с помощью служебного слова Var. В данном разделе должны быть описаны все переменные программы. Компилятор Object Pascal не допускает использования переменных, не объявленных в разделе Var.
При объявлении переменной указывается её идентификатор и через двоеточие тип переменной.
Для нестандартных типов имя типа должно быть описано в разделе Туре, находящемся выше раздела Var, в котором оно используется.
Идентификатор переменной может состоять из символов латинского алфавита, цифр и символов подчеркивания. Первым символом идентификатора обязательно должна быть латинская буква или символ подчеркивания.
Раздел констант
Раздел констант содержит объявления констант и начинается с директивы Const. Константа фактически является переменной, значение которой устанавливается не в процессе выполнения программы, а на этапе компиляции. Значение константы не может изменяться программно, при попытке присвоить константе какое-либо значение компилятор выдает сообщение об ошибке. При объявлении константы указывается идентификатор и через знак равенства – значение или выражение. Тип константы определяется присваиваемым ей значением или типом результата, получаемого при вычислении выражения.
Другое о педагогике:
Теоретический анализ проблемы
творческих способностей
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности». Р.С. Немов рассматривая проблему способностей, определяет их в более узком смысле, говоря, что способности – это то, что не свод ...
Разработка систем экспериментальных заданий по теме «Динамика».
Методические рекомендации по применению на уроках физики
На изучение темы Динамика отводится 18 часов. Силы сопротивления при движении твердых тел в жидкостях и газах. Для этой темы нами было предложено следующее экспериментальное задание: Цель эксперимента: Показать, как скорость воздуха влияет на полет самолета. Материалы: маленькая воронка, мячик для ...
Проявление творчества детей старшего дошкольного возраста
через художественную деятельность
Детские рисунки, как важный элемент творчества, это способ для ребёнка проявить себя. Зачем вообще ребенку нужно рисовать? Понятно, что не каждый ребенок станет профессиональным художником, скульптором или резчиком по дереву. И все же художественная деятельность - необходимое условие нормального фи ...