Основные понятия ООП

Страница 2

2. Поля, свойства и методы

Класс является сложной структурой данных, объединяющей переменные, функции и процедуры в одном типе данных. Переменные, входящие в состав класса, называются полями. Процедуры и функции класса обычно называются методами. Свойства класса представляют собой поля, обращение к которым производится через специальные методы. Свойства позволяют реализовать важный принцип объектно-ориентированного программирования, называемый скрытием данных.

Поля

Поля класса представляют собой переменные, объявленные внутри класса. Фактически, поля класса аналогичны полям записи. Объявление полей класса должно предшествовать объявлению методов и свойств (приложение 3).

Свойства

Прямое обращение к полям, определяющим состояние объекта, противоречит принципам объектно-ориентированного программирования. Поэтому для обмена данными с другими объектами используются свойства, обращение к которым может выполняться не напрямую, а только через соответствующие методы. В этом и заключается отличие свойств от полей, к которым можно обращаться непосредственно.

Для объявления свойств используется служебное слово property. Так как свойство может обмениваться данными только через соответствующие методы, то при объявлении свойства обычно указываются три элемента: свойство и два метода, обеспечивающие обращение к нему (чтение и запись)

В объявлении свойства после служебного слова read указывается имя метода, обеспечивающего чтение значения свойства, а после директивы write – имя метода, изменяющего значение свойства. Чтение и запись значения свойства могут производиться только через некоторое промежуточное поле

При обращении к свойству класса нет необходимости в явном виде вызывать методы, обеспечивающие чтение значения свойства и/или изменение его значения. Синтаксически обращение к свойству может выглядеть точно так же, как и обращение к полю (но при этом следует помнить, что эта операция будет выполняться через соответствующие методы).

Для обращения к свойству необязательно использовать методы. Вместо имен методов после слов read и write в объявлении свойства можно указать просто имя поля.

Для записи предпочтительнее использовать метод, так как это позволит контролировать корректность изменения значения свойства (например, попадание величины в допустимый диапазон).

Если в объявлении свойства указан только метод (или поле), обеспечивающий чтение, то данное свойство предназначено только для чтения (read only). Поэтому изменить его значение в процессе выполнения программы нельзя. Аналогично, если указан только метод, обеспечивающий запись, то значение свойства при выполнении программы нельзя считывать; данное свойство является свойством только для записи (write only).

Методы

Методы предназначены для манипулирования данными, входящими в состав класса. Фактически, методы представляют собой обычные процедуры и функции, которым разрешен доступ ко всем полям класса.

Методы объявляются в описании класса после объявления полей. Существуют несколько типов методов, различающихся по механизму наследования.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Учебно-тематические планы практических занятий
1. Принципы конструирования практических занятий Специфика дисциплины «Формообразование» заключается в том, что в ней одним из главных элементов обучения является творчество, которое осуществляется на практических занятиях. На лекционных занятиях и при проведении проверочных работ этот элемент прак ...

Основные задачи адаптивной модели
1. Обеспечить научно-практическое построение процесса и содержания учебно-воспитательной деятельности в рамках непрерывного образования и преемственности в работе детского сада и школы. 2. Разработать и включить комплексную программу социолого-медико-психолого-педагогического обеспечения развития д ...

Выявление уровня нравственной воспитанности младших школьников
Цель исследования заключается в определении уровня нравственной воспитанности до проведения эксперимента воспитания нравственных качеств у детей в процессе становления детского коллектива и в процессе коллективной деятельности. Исследование проводилось двумя экспериментами. После проведения экспери ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru