Для развития мелкой моторики нужно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Примеряя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов. Детское экспериментирование — один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте.
В 2010-201 учебном году я работала с детьми второй младшей группы.
Анализ системы работы в ДОУ и в частности в своей группе помогла мне увидеть существующую проблему и наметить пути и способы ее решения.
Выявленные проблемы:
1. Знания детей отрывочны, не соответствуют возрастным требованиям.
2.Развивающая предметная среда группы не создаёт необходимых условий для организации работы по ФЭМП детей.
Я надеялась, что запланированная работа даст необходимый результат.
Этапы реализации проекта
Этапы и сроки реализации |
Содержание деятельности |
Результат |
Организационно- подготовительный (сентябрь 2010г.) |
1. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; 2. Определение цели и задач проекта; 3. Подбор литературы, пособий, атрибутов; 4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта; 5. Составление тематического планирования мероприятий. |
1. Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс. |
Основной (октябрь 2010 г.-апрель 2011г.) |
Деятельность в соответствии с тематическим планированием |
Наличие тематического плана мероприятий направленных на ФЭМП. Улучшение показателей диагностики уровня развития математических способностей у детей. Повышение привлекательности для детей процесса ФЭМП. Повышение педагогического мастерства педагога по проблеме. |
Заключи-тельный (май 2011г.) |
1. Обобщение результатов работы. 2. Анализ деятельности. 3. Презентация проекта на педагогическом совете. |
Наличие у воспитанников умения: - группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые и т.д.); - составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы; - находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов; - правильно определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же»; - различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму; - понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, под, верхняя – нижняя (полоска). |
План деятельности педагога
Октябрь | |
Задачи деятельности | |
Количество |
Умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; находить один и несколько одинаковых предметов окружающей обстановке; понимать вопрос: «сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного. |
Величина |
Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначение в речи: большой – маленький. |
Форма |
Знакомство с геометрическими фигурами, при помощи которых определяется форма предметов или их частей: круг, квадрат (кирпичик, шар). |
Ориентировка в пространстве |
Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления. |
Математическое развлечение |
«Осень в гости к нам пришла» Цель: учить детей составлять математические задачи, упражнять в решении примеров, развивать интерес к играм, развивать творчество, воображение. |
Ноябрь | |
Количество |
Группировка однородных предметов по указанным признакам, называть их количество, оперируя понятиями «много» - «один». Использование таких ситуаций, когда установление равенства — неравенства предметов становится необходимым. Например, взрослый предлагает малышу: «Давай покормим твоих кукол!» Вместе с ребенком он рассаживает кукол и предлагает накрыть на стол: каждой кукле надо поставить тарелку, а к каждой тарелке положить ложку. Малыш с удовольствием играет с любимыми игрушками. Перед взрослым же, который должен выступать как равноправный партнер по игре, стоит серьезная обучающая задача. Он показывает ребенку способ сравнения двух групп предметов: «Чтобы всем куклам хватило тарелок, давай перед каждой куклой поставим тарелку (подкладывание предметов одной группы под предметами другой группы). Мы сразу увидим, у всех ли есть тарелки. Чтобы всем хватило ложек, давай положим ложку на каждую тарелку» (способ накладывания предметов одной группы на предметы другой группы). |
Величина |
Знакомство со словами «большой», «поменьше», «маленький». |
Форма |
Знакомство с геометрическими фигурами: прямоугольник, треугольник. Научить их различать, запоминать названия. |
Ориентировка в пространстве |
Практическое освоение окружающего пространства (помещение группы). Учить находить спальню, игровую, туалетную и другие комнаты. |
Математическая игра-развлечение |
«Собираем урожай» Цель: развивать интерес к играм, в процессе развлечения упражнять в счете, учить детей делить предметы поровну, прививать любовь к математике. |
Декабрь | |
Количество |
Группировка однородных предметов по указанным признакам, называть их количество, оперируя понятиями «много» - «один»; «один» - «много». Попарное соотнесение двух групп предметов, которое позволяет определять, чего больше, чего меньше или поровну. Ребенок помогает накрывать на стол: к каждой тарелке положить ложку, нож, вилку, под каждой чашкой поставить блюдце и т. д. |
Величина |
Сравнение двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Дидактическая игрушка: матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши. |
Форма |
Учить различать предметы по форме и называть их. Круг. Квадрат. Прямоугольник. Треугольник. Овал. На плоскостных геометрических фигурах схематически изобразить лица. Получается фигурки-человечки, с которыми можно играть. Предложить малышу уложить спать каждого в свою кроватку («кроватка» контурное изображение круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала на полоске картона). Каждая фигурка-человечек должна обязательно найти свою кроватку. |
Ориентировка в пространстве |
Ориентировка в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении. |
Математическое развлечение |
«Украшаем елку» Цель: учить детей соревноваться в процессе игр, добиваться хороших результатов, формировать интерес к математике, получать чувство удовлетворения, стремление преодолеть трудности. |
Январь | |
Количество |
Группировка однородных предметов по указанным признакам, называть их количество, оперируя понятиями «много» - «один»; «много» - «мало». Игровые ситуации. |
Величина |
Сравнение двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Игра с мячами. Взрослый кладет на стол два мяча: один маленький, другой побольше. Он берет маленький мяч и предлагает ребенку взять другой: «У кого мяч больше?» «У меня», — говорит малыш. Тогда взрослый быстро убирает свой маленький мяч под стул и достает оттуда мяч, который больше, чем у ребенка: «Нет, у меня большой мяч, а у тебя маленький». Мячи сравниваются. Затем взрослый предлагает малышу закрыть глаза, забирает его мяч и кладет перед ним самый большой. Малыш открывает глаза и видит, что его мяч больше. После этого достаются все мячи. Взрослый выбирает мяч средней величины и предлагает ребенку с одной стороны от этого мяча положить мяч побольше, а с другой мяч поменьше. Получился ряд: большой, средний, маленький. |
Форма |
Показать различные пропорции и варианты геометрических форм. Раздать малышам чистые листы бумаги и сказать, что вы хотели бы подарить каждому человечку платочек. Для этого на лист бумаги надо наклеить его изображение. Наклеивая на белые квадраты по одной из пяти фигурок и выбирая, кому этот платочек подарить, дети снова сопоставляют эталоны между собой. |
Ориентировка в пространстве |
Ориентировка в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении |
Математическая игра-развлечение. |
«Мы сажаем». Проблемная ситуация. Цель: учить детей выходить из проблемных ситуаций, закрепить умение раскладывать предметы в порядке возрастания размера, употреблять слова: самый большой, маленький, больше, меньше, развивать внимание, память, любознательность, творчество. |
Февраль | |
Количество |
Группировка однородных предметов по указанным признакам, называть их количество, оперируя понятиями «много» - «один»; «много» - «мало»; «мало» - «много». Игровые ситуации. |
Величина |
Сравнение двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Дети строят башню, располагая кубы так, чтобы башня была устойчивой: внизу самый большой, потом поменьше, потом еще меньше и т. д. |
Форма |
Показать различные пропорции и варианты геометрических форм. История, героями которой те же фигурки-человечки: «У всех фигурок-человечков были свои домики: у квадратиков — квадратный, у треугольников - треугольный, у кружков — круглый (листы бумаги с контурными изображениями домиков раскладываются на полу). Каждый вечер фигурки-человечки возвращались в свои домики. Они хорошо знали дорогу и никогда не путали, кто, где живет. Но вот однажды налетел сильный ветер и перепутал все домики. Вечером, возвращаясь домой, фигурки-человечки не смогли попасть в свои домики». Ребята помогают бедным человечкам найти свои домики. Раскладывая фигурки разного цвета и разной величины по своим местам, дети группируют геометрические фигуры с отвлечением от величины и цвета. |
Ориентировка в пространстве |
Продолжать учить ориентироваться в помещении своей группы, на участке; называть основные помещения, предметы игрового и физкультурного оборудования. |
Математическое развлечение |
«Путешествие в страну математики». Приложение№1 Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, развивать внимание, формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях, воспитывать эстетические чувства, любовь к красивому. |
Март | |
Количество |
Расположение двух групп предметов. Сравнение и определение больше и меньше. Игровые ситуации. |
Величина |
Сравнение двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Игра со зверушками, раскладывая им мисочки: самому большому зверю — самую большую миску, зверю поменьше — и мисочку поменьше и т. д. |
Форма |
Показать различные пропорции и варианты геометрических форм. По данному образцу составлять картинки из геометрических фигур различной величины: дерево, ёлка. |
Ориентировка в пространстве |
Закреплять представления о предметах ближайшего окружения. Учить называть части предметов, их детали. Знакомить с назначением предметов. |
Математическая игра-развлечение |
Путешествие в сказку «Теремок». Цель: учить детей видеть равенство и неравенство количества предметов с помощью сказки и сказочных героев, упражнять в составлении и решении математических задач, развивать умственные способности, эстетические чувства. |
Апрель | |
Количество |
Сравнение двух групп предметов, разделенные в пространстве, не прибегая ни к счету, ни к их перемещению. Игровая ситуация: «Всем ли гостям хватят стулья?». Взрослый рассказывает историю о том, что привезли очень интересные «мультики», а все куклы и зверушки побежали в кассу кинотеатра за билетами. Но кассир не продает билеты, потому что не знает, всем ли хватит стульев в зале. Как же быть? Чтобы решить эту задачу, взрослый предлагает ребенку взять круглые (зрители) и квадратные (стулья) фишки. Около каждого зрителя, стоящего у кассы, выкладывается кружочек (кружочки надо доставать из коробки по одному и подкладывать к каждой игрушке, чтобы никого не пропустить). «Теперь мы знаем, сколько у нас зрителей, - говорит взрослый, собирая все кружочки, разложенные под игрушками и выкладывая их в ряд на столе. - Вот сколько!» Далее взрослый берет коробку с квадратиками и предлагает пойти посмотреть, сколько стульев в зале: «На каждый стул положим квадратик!» Ребенок кладет по одному квадратику на каждый стул. Собрав все квадраты, лежащие на стульях, взрослый говорит: «Вот сколько у нас стульев!» Квадраты раскладываются под кружками на столе. Взрослый еще раз напоминает, что кружки, - это «как будто зрители», а квадраты — «как будто стулья», и предлагает определить, всем ли зрителям хватит стульев. Взрослый помогает сделать правильный вывод: «Правильно, кружков больше, чем квадратов, значит, зрителей больше, чем стульев». |
Величина |
Дать представление о длине, ширине, высоте предметов. Создавать такие ситуации (игровые, практические), при которых отдельные признаки предметов приобретают особую значимость. Играя в игрушки, он может сравнивать длину ушей зайца и лисы, длину их хвостов, длину клювов у птиц (журавль и гусь) и т. д. |
Форма |
Научить использовать геометрические формы для оценки окружающих предметов. По данному образцу составлять картинки из геометрических фигур различной величины: домик. |
Ориентировка |
Продолжать знакомить детей с предметами домашнего обихода. Научить различать и называть игрушки, мебель, одежду, посуду, фрукты, овощи, некоторые их свойства. Учить подбирать и группировать предметы по форме, цвету, величине. |
Развлечение |
«Поход в цирк» Цель: учить детей соревноваться в процессе игр, добиваться хороших результатов, формировать интерес к математике, получать чувство удовлетворения, стремление преодолеть трудности. |
Май | |
Количество |
Дидактическая игра: «Строим дом». Перед ребенком на ковре кубики из строительного материала (как будто недостроенные дома). К ним нужны крыши, за которыми надо ехать на склад. Ребенок с удовольствием включается в игру, едет на склад, но не может ответить на вопрос кладовщика, сколько надо крыш. На помощь ему приходит взрослый: «Вернись на стройплощадку, возьми квадратики и положи по одному на каждый недостроенный дом. А когда снова поедешь на склад, возьми с собой все эти квадратики. Когда опять приедешь на склад, покажи квадратики (как будто дома), и кладовщику станет ясно, сколько тебе надо крыш». Ребенок отбирает крыши соответственно количеству квадратиков, возвращается на стройплощадку и достраивает дома. |
Величина |
Выделение отдельных параметров величины. Например, можно вырезать из бумаги реку. Машине, которая подъехала к реке, надо переехать на другую сторону. Дети решают, что нужен мост. Но ваш мост (прямоугольник из бумаги или картона) слишком короткий и не достает до другого берега. Принесите другой мост, длиннее первого, и по нему машина переедет на другой берег. |
Форма |
Научить использовать геометрические формы для оценки окружающих предметов. По данному образцу составлять картинки из геометрических фигур различной величины: машина или паровоз. |
Ориентировка |
Знакомить детей с транспортными средствами ближайшего окружения; учить различать и правильно называть некоторые из них, различать части автомашины (кабина, колесо, руль). |
Развлечение |
Путешествие в сказку «Колобок» Цель: упражнять детей в счете, сравнивать предметы разной величины, развивать логическое мышление, творчество, прививать любовь к математике. |
Другое о педагогике:
Формирование «Я – концепции» воспитателя
Существует много подходов к пониманию вопроса о построении профессиональной карьеры, как зарубежных исследователей, так и отечественных. Один из последних вариантов концепции профессионального самоопределения, созданный в Институте молодежи при РАО в 1993 году, основан на разработанной Р.Бернсом «Я ...
Происхождение и развитие игры
Попытки разгадать «тайну» происхождения игры предпринимались учеными различных направлений науки на протяжении многих сотен лет. Диапазон предложенных по истокам проявления игры концепций очень широк и уже рассматривался в отечественной философской и иной научной литературе. Проблема игры возникла ...
Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического
развития
Систематическая целенаправленная коррекционно-развивающая работа в условиях специальной школы способствует формированию учебной мотивации подростков с задержкой психического развития. Наиболее эффективным должно быть обучение, не ограничивающееся сообщением детям новых знаний и многократным повторе ...