Для мирового образовательного пространства характерны такие свойства, как динамичность, интернациональность и разная плотность связей между составляющими и концентрации образовательных систем.
Мировое образовательное пространство как система отвечает принципу взаимосвязи системы и среды. Его формирование зависит от социально-экономической, политической и правовой сфер, а также обусловлено развитием мировой инфосферы. В свою очередь, все вышеназванные сферы зависят от изменений, происходящих в образовательном пространстве.
Кроме того, на основе изученной литературы, мы приходим к выводу о том, что мировое образовательное пространство характеризуется полиструктурностью своей системы, что позволяет описать последнюю через выявление основных элементов её структуры, особенностей их внутренних связей. Полиструктурность как категория описания образовательного пространства позволяет понимать последнее не как одинаковость, а как условие обогащения и развития одновременно и самостоятельных структур, и всей развивающейся системы, как множество взаимодействующих разновеликих образовательных систем (пространств) различного уровня.
Полиструктурность находит отражение в существовании внутри мирового образовательного пространства нескольких относительно автономных фундаментальных субструктур. А.П. Лиферов выделил пространственную (территориальную) и организационную субструктуры как важнейшие для исследования проблем формирования единого мирового образовательного пространства.
Под пространственной субструктурой подразумеваются, с одной стороны, территориальные пропорции, пространственное строение, а с другой, - характер глобального взаимодействия "центра" и "периферии" мирового образования. Пространственная субструктура мирового образовательного пространства состоит из компонентов - образовательных структур отдельного государства, региона и т.п., которые могут сами рассматриваться как системы.
Мы считаем, что формирование пространственной субструктуры мирового образования может осуществляться на основе следующих принципов: существование сложившихся территориальных структур образования в отдельных странах как своеобразных подструктур их экономик; существование территориальных образовательных структур более высокого порядка и наиболее "продвинутых" в своём взаимодействии; признание полиструктурности мировой образовательной системы как на глобальном уровне, так и на уровне складывающихся крупнейших метаблоков, макрорегионов и отдельных государств.
С пространственной тесно связана организационная субструктура, на которую влияют такие общемировые тенденции, как интернационализация и глобализация, - следствие воздействия социально-экономических, политических и правовых факторов. Например, в Западной Европе отмечается заметное воздействие на развитие образования наднациональных институтов. Неотъемлемой чертой большинства образовательных пространств стало участие их субъектов в международных проектах и программах, а также функционирование на их территории филиалов крупных открытых университетов, которые начинают играть важную роль в решении проблем мирового образования.
Другое о педагогике:
Дети группы социального риска: основные характеристики
Ситуация развития общества на современном этапе привносит в жизнь ребёнка ряд угроз и рисков, которые молодой формирующейся личности трудно самостоятельно преодолеть без серьёзных потерь и срывов. Особенно сложно процесс развития и формирования личности проходит у детей «группы риска». Понятие дети ...
Дидактическое сопровождение учебного процесса при моделировании одежды
Общие нормы организации учебного процесса, называются принципами (от лат. principium — основа, начало) обучения и которые определяют, каким образом следует обеспечивать достижение целей обучения. Понятно, что важнейшие принципы, присущие учебному процессу вообще, присутствуют, в частности, в препод ...
Работа с трудными подростками и решение проблемы беспризорности в России в
20–30-х гг. ХХ в
В 20-е – начало 30-х гг. ХХ века складывались концептуальные подходы к работе с трудными подростками, основополагающими среди которых можно назвать следующие принципы: · принцип трудового воспитания бездомных детей. Труд не просто как средство занять детей и дать определенные знания, умения и навык ...