Выполнение детьми предложенных заданий оценивалось по десятибалльной системе, где
8-10 –высокий уровень
5-7 – средний уровень
0-4 – низкий уровень
Таблица № 1
Уровни и критерии сформированности у детей операций логического мышления
Уровни |
Критерии |
Баллы | ||||
Анализ |
Синтез |
Сравнение |
Обобщение |
Классификация | ||
Высокий |
За отведенное время (3мин) ребенок заметил все 7 нелепиц и успел объяснить 5-7 нелепиц, как должно быть на самом деле |
За отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временем года, назвав 6-10 признаков |
За отведенное время (3 мин) нашел 12-15 отличий, назвал и показал |
Ребенок решил поставленную задачу за время от 1 до 1,5 мин, назвав лишний предмет на всех картинках и правильно объяснив, почему он и являются лишними |
Ребенок выделил все группы фигур за время до2,5 мин |
8-10 |
Средний |
Ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 4-6 нелепиц не успел объяснить и сказать как должно быть на самом деле |
Ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 1-5 признаков, подтверждающих его мнение |
За отведенное время нашел 8-10 отличий |
Ребенок справился с задачей от 1,5 до 2,5 мин |
Ребенок выделил 7-9 групп фигур за время от 2,5 до 3 мин |
5-7 |
Низкий |
За отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 нелепиц, не объяснив ни одной |
Ребенок правильно определил времена года меньше, чем на 3-х картинках и не назвал ни одного признака |
За отведенное время нашел меньше, чем 8 отличий |
Ребенок решил задачу за время более 3 мин, или вовсе не справился |
За время 3 мин выделил меньше чем 5 групп фигур |
0-4 |
В процессе обследования важно было вызвать интерес у каждого ребенка к данной деятельности, привлечь и сконцентрировать внимание на определенном задании. Для этого использовались игровые приемы, индивидуальный подход к каждому ребенку. Дети охотно выполняли предлагаемые задания, но не все задания дети выполняли с одинаковым интересом. Например, большинство детей с большим удовольствием отнеслись к заданию «Нелепицы». Возможно, повышенный интерес к заданию отразился на результатах констатирующего этапа обследования, это задание дало самый высокий балл оценки. Некоторые дети отнеслись с большим интересом к заданию «Найди отличия», что позволило выполнить его достаточно быстро. С заданием на определение уровня сформированности операции обобщения и классификации дети испытывали трудности, как правило, это было связано с тем, что детям были не знакомы некоторые из представленных предметов. Данила К. успешнее остальных справлялся с предложенными заданиями, это было связано с тем, что он был более инициативен и внимателен. Самый низкий результат, практически по всем видам заданий показала Ангелина О., очень застенчивый и стеснительный ребенок.
Проведенные исследования показали уровни сформированности операций логического мышления у детей, которые отображены в таблице №2.
Таблица № 2
Уровни сформированности операций логического мышления
№ |
Имя ребенка |
анализ |
синтез |
сравнение |
обобщение |
классификация |
средний балл |
1 |
Даша Д. |
8 |
7 |
8 |
5 |
4 |
6,4 |
2 |
Рома Г. |
9 |
8 |
7 |
6 |
6 |
7,4 |
3 |
Данила К |
9 |
9 |
9 |
8 |
7 |
8,4 |
4 |
Никита И. |
8 |
7 |
4 |
3 |
2 |
4,8 |
5 |
Ангелина О. |
6 |
5 |
3 |
3 |
2 |
3,6 |
6 |
Катя Т. |
6 |
6 |
4 |
3 |
3 |
4,4 |
7 |
Яна Ш. |
6 |
6 |
4 |
3 |
2 |
4,2 |
8 |
Олеся О. |
6 |
5 |
3 |
3 |
3 |
4 |
9 |
Миша С. |
6 |
8 |
7 |
5 |
3 |
5,8 |
10 |
Лена Д. |
5 |
6 |
7 |
6 |
4 |
5,6 |
Другое о педагогике:
Модели подготовки специалистов по социальной работе
Организация подготовки и переподготовки кадров различной квалификации имеет в нашей стране давние и прочные традиции. Начиная с XVIII в. развивается университетское и институтское образование, затем среднее специальное образование. Естественно, что подготовка по новой специальности, а тем более так ...
Функции процесса профессионального обучения
Социальная, педагогическая, психологическая сущность обучения наиболее полно и ярко проявляется в его практически целесообразных функциях. Среди них наиболее существенная – образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, ...
Особенности включения музыкальных инструментов в процесс музицирования
Существует мнение, что использование инструментов и особенно заданий по музицированию вносит в урок неорганизованность, хаос звуков, отвлекает учащихся от грамотного и эмоционального исполнения, от восприятия музыки. Если учитель впервые начинает вводить инструменты лишь во втором или третьем класс ...