По существу проектное мышление есть современный способ моделирования культуры. Таким образом, в дизайне материалом моделирования являются различные жизнедеятельностные системы. Проектное мышление (в противоположность научному) не имеет предметной организации, его культурная функция – проблематизация ценностей, идеалов, культурных образцов. Этим дизайн принципиально отличается от технических видов проектирования, которые организуются и функционируют как предметные деятельности. Так понимаемый дизайн есть проектная деятельность преодолевающая барьеры специализации и соответственно принадлежит в современности к массовым практикам.
Антропологическая составляющая процесса гуманитарного проектирования очень важна в современном воспитании и образовании. За счет осознания возможности творческой реализации, претворения своего замысла в реальность человек знакомится с феноменом свободы. За счет этого создается ситуация самоопределения, как проблемная ситуация для полагания должного – ориентира для самоорганизации. Поэтому "проект" в образовании есть не только по-новому, системно организованная деятельность, а практика построения и реализации образцов, определяющая собственную индивидуальную организацию.
В само проектирование как образовательный процесс могут быть втянуты различные социокультурные проблемы в зависимости от поставленных образовательных задач. При этом разрешение этих задач должно приводить к реализации как минимум двух образовательных функций:
1) освоение методов проектного Мышления и Деятельности;
2) организация людьми таких систем жизнедеятельности, в которых они хотели бы жить и действовать в реальном Будущем.
Исследование как тип деятельности представляет собой познание окружающего мира посредством теоретических конструкций – методов организующих мышление и деятельность познающего. Исследовательская деятельность предусматривает как бы "захват" фрагмента окружающего мира системно-организованными исследовательскими средствами, в результате чего возникают представления о мире, которому и приписывается статус легитимной реальности. ХХ век внес существенные изменения в организацию процессов исследовательского познания, проведя резкую границу, разделив науки о природе и науки о культуре. Причем это разделение основывалось не столько на различиях содержания естественных и культурно-научных дисциплин, а на различиях методов познания. Если в естественнонаучной традиции используются методы обобщения и установления законов, то в гуманитарном исследовании предусматривают выделение индивидуальных особенностей, представляют уникальное, описывают отдельное.
Именно такая методология позволяет фиксировать возникновение принципиально новых социокультурных феноменов. Причем гуманитарные исследования могут оперировать понятиями, имеющими индивидуальное, а не общее содержание. При этом общезначимость выделяемого в таком подходе обеспечивается отнесением к той или иной ценности. Индивидуальный объект, превращенный в предмет исследования и осмысления получат свою общезначимость, не теряя при этом своей уникальности, потому, что отобран в поле ценностей как имеющий определенный смысл. Так понимаемое исследование превращается, по сути, в конструирование гуманитарных объектов.
В антропологическом плане гуманитарные исследования формируют, прежде всего, способности интерпретации, которые в свою очередь направлены на конструирование объектов реальности жизни человека. Интерпретация предусматривает оформление субъективной версии познающего об объекте познания; интерпретация возможна путем рефлексии собственной позиции – деятельностной, духовной, экзистенциальной, то есть осознания и выделения истории своего становления, "культурного происхождения". Таким образом, вхождение в процессы гуманитарного исследования возможно задавать в образовании как процессы индивидуализации.
Исследование как ведущий тип образовательной деятельности предусматривает моделирование средств и методов представления того или иного явления, выделение-конструирование сущностного качества, оформление субъектно-рефлексивной версии существования выбранного явления.
Специализация как обучающая функция реализуется здесь на уровне исследуемых объектов-явлений и их выделяемых качеств; "отслоение" метода связано с формированием способностей организации процессов познания; само же конструирование гуманитарных объектов оформляет картину мира, систему ценностей и убеждений.
Другое о педагогике:
Этнологические основы современной теории
миграционной педагогики
В настоящее время средствами массовой информации уделяется пристальное внимание обостряющимся противоречием в сфере межнационального общения. Существующие различия интересов социальных групп и слоев, различия положения людей в системе общественных отношений и форм жизнедеятельности обуславливают мн ...
Организация игры. Роль и место преподавателя в дидактических
играх
Успешность проведения игры на занятии целиком зависит от преподавателя. Педагог должен организовать творческую игру учащихся, умело ввести их в нее, заинтересовать. Что для этого необходимо и как это сделать? 1. При игре недопустимы отношения, которые существуют в условиях репродуктивного обучения ...
Достоинства
и недостатки проблемного обучения
Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следователь ...