Современная система образования сталкивается с множеством внешних проблем. Первая и самая важная – это ускорение и непредсказуемость экономического и технологического развития. Вторая проблема – рынок труда, который теперь не гарантирует наличие, а тем более сохранение работы. Третья проблема – опасность расслоения больших групп населения из-за безработицы, экономического и социального кризиса.
Европейское общество достаточно чётко определяет главные цели образования молодого человека. Предполагается, что молодой человек должен иметь собственную точку зрения, уметь управлять принятием решений в группе, слаженно работать в коллективе, одновременно развивая свои индивидуальные способности, а так же стремиться овладеть новыми технологиями.
Одна из задач образования заключается в том, чтобы всем без исключения дать возможность проявить свои таланты и творческий потенциал.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Школа призвана решать не только образовательные, но и большие социальные задачи по сохранению и развитию системы хозяйственных отношений, семейно – общинных форм жизни, обучению, развитию и воспитанию детей, приобщению к традициям и ценностям отечественной истории и культуры.
Школа является объектом воздействия социально – экономических, этнографических, культурных, природных и других факторов.
Школа призвана содействовать решению ключевых проблем подготовки молодежи к жизни.
Школа обычно является единственным образовательным учреждением по месту жительства учащихся, где они могут получать, начальное, основное или полное общее образование.
Современная образовательная политика России определяет цели и основные задачи модернизации образования, среди которых главной является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом основная роль отводится общеобразовательной школе, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Обновление образовательной деятельности, достижение нового качества образования связывают с информатизацией образования, оптимизацией методов обучения, активным использованием технологий открытого образования.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
· формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
· развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
· формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
· были бы приоритетно направлены на развитие познавательного интереса учащихся;
· реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Данная проблема очень актуальна, т. к. в нашей школе знакомство с проектной деятельностью и осуществление её, происходит не только в процессе обучения, но и во внеклассной работе.
Наиболее эффективной формой организации внеурочной деятельности школьников, оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в сети стал учебный телекоммуникационный проект. Телекоммуникации во внеурочной деятельности сначала использовались лишь как интерактивная услуга, удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа заключалась в обмене письмами между учащимися.
Актуальность:
Представляется, что адекватной современным требованиям к обновлению методических систем обучения предметным дисциплинам является личностно-ориентированная парадигма образования и концепция потребностно-информационного подхода П.В. Симонова. Основными технологиями личностно-ориентированного образования являются: обучение в сотрудничестве, проектная деятельность (метод проектов), разноуровневое и дифференцированное обучение. Эти технологии могут приобрести более качественный уровень при использовании информационных технологий, сетевых компьютерных систем, мировой сети Интернет. Указанные подходы положены в основу нового проекта образовательного стандарта общего образования по информационным технологиям (рук. А.А. Кузнецов и А.Л. Семенов). В качестве приоритетной выдвигается задача достижения начальной компетентности в использовании информационных и коммуникационных технологий.
Для стимулирования интереса школьника к освоению информационных технологий необходимы методы создания ситуации новизны, актуальности исследуемых проблем. Необходима связь содержания проектной деятельности с жизнью, осознание общественной и личной значимости освоения компьютерных коммуникаций учащимися в проектной деятельности, что является важным фактором мотивации обучения.
Цель:
Совершенствование методической системы обучения информатике на основе использования учебных телекоммуникационных проектов.
Задачи:
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. На основе анализа литературы и существующего педагогического опыта уточнить возможности, особенности и педагогические условия использования телекоммуникационных проектов во внеурочной деятельности.
2. Раскрыть структуру, содержание проектной деятельности, раскрыть методику выполнения телекоммуникационного проекта.
3. Провести рефлексию по внедрению средств новых информационных технологий.
Объект
исследования
: является процесс обучения проектной деятельности учащихся по средствам телекоммуникаций в общеобразовательной школе.
Предмет исследования
: методика создания телекоммуникационных проектов.
Этапы исследования:
Изучение теоретического материала по данному вопросу. Работа над практической частью
Научная новизна:
Состоит в научно-педагогическом обосновании целесообразности использования учебных телекоммуникационных проектов во внеурочной деятельности в разработке методологии их использования.
Другое о педагогике:
Методические рекомендации
Как известно, при изучении иностранных языков большую роль играет память: учащиеся должны накопить лексический запас, запомнить множество форм слова, моделей предложения. Чаще всего эта работа выполняется дома, и каждый учащийся совершает ее в одиночку. Не всем удается достигнуть успеха в этой рабо ...
Особенности обучения студентов в ВУЗе
При переходе на многоуровневую структуру подготовки в вузе специалистами вузовского образования отмечается, что для достижения высокого уровня научно-практической подготовки студентов необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний ...
Сущность и значение деятельности и общения в воспитательном процессе
Развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и обогащает. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. В современной педагогической литературе и практике понятие "воспи ...