Актуализация знаний о психических познавательных процессах ощущения и восприятия;
Понимание отличий и взаимосвязей между процессами ощущения и восприятия;
Формирование представлений о ведущем канале восприятия;
Формирование умений определять и эффективно использовать свой ведущий канал восприятия;
Владение способами продуктивного общения и взаимодействия с людьми в зависимости от их ведущего канала восприятия;
Владение способами развития ощущений и восприятия.
Основные понятия: ощущение, восприятие, каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический.
Задание №1
Цель: выявить различия между ощущениями и восприятиями.
Ход работы:
Инструкция: определите, в каких из предложенных шести ситуаций имеет место ощущение. Выпишите номера этих ситуаций.
Стрелка прибора упорно держалась на красной отметке, и кочегару стало ясно, что котлы вот-вот взорвутся.
Войдя в воду, девушка почувствовала, что она холоднее, чем воздух.
С трудом разобрав первое слово песни, она, тем не менее, узнала звучащую мелодию.
В комнате было совершенно темно, но едва уловимый аромат роз говорил о том, что она обитаема.
Учащиеся сосредоточенно выполняют контрольную работу. Неожиданно за окном раздались очень громкие и резкие сигналы автомобиля. Многие престали писать.
Зайдя в дом, она вдруг почувствовала запах гари.
Обработка результатов: производится в соответствии с ключом. Коллективно обсудите каждую предложенную ситуацию.
Анализ результатов и выводы.
Задание №2
Цель: закрепить изученный материал по свойствам восприятия.
Ход работы:
Инструкция: соотнесите предложенные в таблице свойства восприятия с ситуациями.
Апперцепция Структурность Константность Целостность Избирательность |
Вы слушаете какую-нибудь мелодию, услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у вас в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Кусок угля в солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не светлую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым. Вы слушаете лекцию или читаете книгу и совсем не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной. Не узнавая при восприятии иностранного языка малознакомые слова, мы тем не менее безошибочно разбираем родную речь даже тогда, когда слова произносятся невнятно. Движущийся вдали грузовой автомобиль воспринимается как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него. Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия. |
Обработка результатов: производится в соответствии с ключом. Аргументируйте принцип выбора соответствующих друг другу свойств и примера ситуации.
Анализ результатов и вывод.
Задание №3
Цель: закрепить изученный материал по свойствам восприятия.
Ход работы:
Инструкция: определите, какое свойство восприятия характеризует представленное преподавателем изображение.
Обработка результатов: дискуссия между преподавателем и учащимися.
Анализ результатов и вывод.
Задание №4
Цель: определить ведущий канал восприятия.
Ход работы:
Инструкция: необходимо ответить на вопросы опросника, состоящего из 48 утверждений. Отвечайте на вопросы «согласен» или «не согласен». Старайтесь отвечать искренне и правдиво. Над вопросами долго не задумывайтесь.
1. Люблю наблюдать за облаками и звездами
2. Часто напеваю себе потихоньку
3. Не признаю моду, которая неудобна
4. Люблю ходить в сауну
5. В автомашине цвет для меня имеет значение
6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение
7. Меня развлекает подражание диалектам
8. Внешнему виду придаю серьезное значение
9. Мне нравится принимать массаж
10. Когда есть свободное время, люблю наблюдать за людьми
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением
12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет в ней хорошо
13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое
14. Люблю читать во время еды
15. Люблю поговорить по телефону
16. У меня есть склонность к полноте
17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому
18. После плохого дня мой организм в напряжении
19. Охотно и много фотографирую
20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые
21. Легко отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь
22. Вечером люблю принять горячую ванну
23. Стараюсь записывать свои личные дела
Другое о педагогике:
Характеристика метода учебного проекта как педагогической технологии
Метод проекта зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», провозгласившей принцип «обучение посредством делания». Основоположником этой школы был Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его воззрениям, ценно ...
Формы занятий в физическом воспитании
Под формами занятий физическими упражнениями
понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий. По особенностям орг ...
Проблемы деятельности учреждений дополнительного
образования
Дополнительное образование детей наиболее приближено к запросам населения, призвано гибко реагировать на новые образовательные потребности, что требует от руководителей учреждений новых знаний в области менеджмента. Ключевой проблемой, влияющей на качество дополнительного образования детей, его дос ...