Коррекционная работа в процессе формирования связной монологической речи детей на занятиях по картинам проводилась по следующим основным направлениям:
работа по формированию грамматически правильной речи (овладение детьми определенными грамматическими закономерностями языка, нормами употребления ряда слов);
развитие фразовой речи детей. При этом предусматривалось практическое устранение навыков построения и использование в речи различных типов синтаксических конструкций. Работа с картиной представляет для этого больше возможности;
обогащение словаря, прежде всего глагольной лексики, слов-определений, некоторых устойчивых словосочетаний
Работа по указанным направлениям состояло в следующем. Те или иные грамматические формы отрабатывались в ходе вопрос-ответной беседы по содержанию картины и затем закреплялись в самостоятельных рассказах детей.
Большое внимание уделялось работе над усвоением форм множественного числа существительных, глаголов и прилагательных, а также сопоставлению единственного и множественного числа указанных частей речи. В процессе работы с картинами уделялось внимание формам согласования прилагательных с существительными в роде и падеже. На начальном этапе (по картинам 1-го – 2-го вида) обращалось внимание на согласование глаголов с существительными в числе, а на последующих этапах - и на согласование в роде.
Значительное место отводилось практическому усвоению детьми норм глагольного управления (словосочетаний с прямыми и косвенными дополнениями, а также словосочетаний типа сказуемое – обстоятельства места, выраженное формами родительного, дательного и предложных падежей существительных (гуляют в парке, стоят у реки, едет по дороге)).
Помимо беседы по содержанию картины для отработки определенных грамматических форм мы использовали специальные упражнения. Так, для усвоения падежных форм существительных давалось упражнение на составление фраз с опорой на картину («Составьте предложение со словом на коньках, на санках, во дворе, на катке»). При этом внимание детей фиксировалось на грамматической форме слова. Затем дети упражнялись в составлении предложений по слову, данному в нейтральной форме (коньки, санки, кататься) путем ее изменения. В последнем случае использовались образец и подсказка начального слова фразы. В задачи работы по развитию связной речи входило: научить детей отвечать на вопросы распространенными законченными предложениями. К числу основных видов синтаксических конструкций относится: а) конструкции, образуемые путем распространения начальной структуры за счет добавления одного структурно-семантического звена (Дети гуляют в парке. Ребята играют на участке); двух – трех структурных звеньев (Мальчик залезает по лесенке на горку. Бабушка вяжет носочки для внука); б) конструкции с переходными неполнозначными глаголами (Трактор везет прицеп с сеном. Мальчик собирает грибы); в) структуры аналогичные предыдущим, но с включением слов-определений (Мальчики стоят на высоком берегу); г) конструкции с «обратным» порядком слов (По реке плывет катер. По дороге едет машина).
Словарная работа преследовала цель обогащения активного словаря детей. Введение в словарь новых слов и словосочетаний определялось конкретным содержанием картины или серии сюжетных картин. При описании пейзажной картины уделялось внимание уточнению названий видов и предметов ландшафта (луг, поляна и т.п.), использованию ярких определений, сравнений и других средств образной выразительности (земельный ковер, пушистый снег, стройные березы и др.).
Изучение формирование навыков рассказывания по картине у детей наблюдаемой группы показало эффективность проводимой работы. В процессе занятий дети успешно обучались, самостоятельно или с небольшой помощью составлять рассказ по картине, связно и последовательно передавать изображенные события, использовать полные распространенные предложения. Было отмечено, что занятия, проводимые в игровой форме, с использованием коллективных методов работы, яркого и выразительного картинного материала, способствуют активизации внимания и речевых проявлений детей.
Сочетание занятий по картинам с другими видами обучения рассказыванию, целенаправленная коррекционная работа по формированию различных сторон речи детей на этих занятиях способствуют развитию навыков связной монологической речи. В большинстве случаев у детей отмечалось положительная динамика показателей овладения навыками самостоятельного рассказывания (адекватность высказываний поставленной речевой задачи, связность и последовательность изложений, уменьшение числа пропусков важных смысловых звеньев и др.).
Важно отметить, что предварительная отработка с детьми определенных грамматических форм и других языковых средств с последующем использовании их в самостоятельных рассказах по картине способствует их лучшему практическому усвоению. С другой стороны, это создает благоприятные возможности для формирования связных монологических высказываний на основе грамматически правильной речи.
Другое о педагогике:
Профессиональный идеал педагога-воспитателя
Развитие личности человека во многом зависит от того, как формируется его самооценка. Психологи отмечают два основных приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй, более распространённый, заключается в социальном ср ...
Психологический аспект преподавания сольфеджио: особенности детской
психологии и мышления и их влияние на процесс обучения
сольфеджио преподавание урок музыкальный Как правило, в ДМШ дети поступают в том же возрасте, в котором идут в общеобразовательную школу – с 6–7 лет, хотя прием в первый класс духового отделения (в связи со спецификой игры на данных инструментах, требующей большей физической подготовки) ведется сре ...
Система визуального программирования Delphi
программирование pascal delphi обучение Система визуального программирования Delphi фирмы Borland позволяет в полной мере реализовать современные концепции программирования, включая: объектно-ориентированный подход; визуальные средства быстрой разработки приложений (RAD), основанные на компонентной ...