Работник, занятый в сфере организации и управления социальной работой, обычно имеет дело с самыми разнообразными учреждениями социальной помощи, с разнопрофильной социальной работой. Имеется и специфика работы организаторов социальной помощи в различных учреждениях, прежде всего по важнейшим направлениям социальной работы:
а) помощь семье;
б) работа в экстремальных ситуациях и с "группами риска";
в) работа в здравоохранении;
г) работа в сфере образования;
д) работа в службах занятости.
Будучи сотрудниками соответствующих служб, социальные работники и социальные педагоги должны чувствовать себя в первую очередь защитниками социально уязвимых групп населения. Для того чтобы профессионально реализовать свое призвание, им необходимо знать, как люди развиваются, взаимодействуют, изменяются, учатся, реагируют на трудности и проблемы, как общественные условия влияют на жизнь отдельных людей, а также уметь тонко сочетать методы убеждения и принуждения со стимулированием их собственной активности.
Для того чтобы помочь оказавшимся в трудном положении людям высказать свои чувства, найти возможные пути выхода из кризиса, принять соответствующее решение и провести его в жизнь, требуется не только отказ от авторитарных методов работы, но и подлинная вера в то, что каждый человек имеет право и способен сам достаточно успешно строить свою жизнь во всем многообразии ее проявлений.
Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает пять основных стадий (по Э. Зееру) :
1) оптация — формирование профессиональных и личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей;
2) профессиональная подготовка — формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач;
3) профессиональная адаптация — вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;
4) профессионализация — формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые образования, квалифицированное выполнение профессиональной деятельности;
5) профессиональное мастерство — полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности.
В настоящее время в большинстве стран мира выделяются следующие профессиональные роли социального работника:
— определитель клиента: устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности или находящихся в состоянии риска. Цель — обнаружить, выявить условия окружения, создающие проблемы;
— оцениватель: собирает информацию, оценивает проблемы людей, сообществ. Цель — сбор и обработка информации;
— менеджер информации: классифицирует и анализирует полученные о клиенте данные. Цель — помощь в принятии решений для действия;
— брокер: направляет людей в службы, решающие проблемы клиента. Цель — скоординировать работу социальных служб, дать возможность людям использовать их потенциал;
— посредник, буфер: находится между конфликтующими сторонами: двумя людьми, человеком и группой или двумя группами. Цель — снять разногласия и научить людей работать вместе продуктивно;
— мобилизатор: организует действие групп людей для решения проблем. Цель — объединение усилий клиентов в решении проблем;
— адвокат, защитник: борется за права людей, нуждающихся в помощи. Цель — повысить качественное обслуживание, помощь клиентам, внесение изменений в законы и сложившуюся практику социальной работы;
Другое о педагогике:
Коммуникативный подход к созданию системы упражнений как средство развития
творческого мышления
инновационный творческий урок английский Обусловленная и определяемая современными требованиями ускоренного социально-экономического развития Казахстана и необходимостью подготовки адекватных темпам общемирового развития отечественных профессиональных кадров, способных обеспечить конкурентоспособно ...
Экологическая этика в религии и народных традициях
Экологической этикой издавна «пропитаны» различные народные традиции и религиозные воззрения. Так, у разных народов существуют традиции, поверья, пословицы, основанные на добре, долге справедливости, симпатии, жалости, заботе, уважении и любви по отношению к животным, растениям, природе в целом, и ...
Общее понятие экологической этики
Экологическую этику можно представить в виде особых, создаваемых человеком сдерживающих моральных клапанов. Они будят совесть человека, мешают ему уничтожать природу, напоминая, что так поступать неправильно. По подсчетам ученых, человек представляет на Земле только один вид из примерно 4-40 млн. в ...