Образовательная мотивация школьников

Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Образовательная мотивация учащегося рассматривается как совокупность мотивов образовательной деятельности, которые подразделяются на следующие группы:

· удовольствие от самого процесса образовательной деятельности – стремление приложить усилия, улучшить показатели собственной образовательной деятельности, испытать интеллектуальное напряжение;

· значимость «положительного» результата – достижение образованности: потребность в глубоких и прочных знаниях, стремление к развитию способности решать проблемы в различных видах деятельности;

· «моральная мотивирующая сила» вознаграждения – положительные оценки, стремление к завоеванию авторитета, одобрения, уважения окружающих;

· значимость «непосредственного» результата – получения документа об образовании;

· «материальная мотивирующая сила» вознаграждения – стремление к получению материальной ценности (того, что имеет денежную цену) как поощрению усилий, прилагаемых учащимися в образовательной деятельности, со стороны окружающих;

· принуждающее давление – стремление к приложению усилий в собственной образовательной деятельности, чтобы избежать наказания.

Понятие «образовательная мотивация» расширяет объём понятий «мотивация учебной деятельности», «познавательный интерес» и одновременно конкретизирует общепсихологический смысл понятия «мотивация» и педагогическое значение понятия «ориентация».

Познавательный интерес является центральным, узловым компонентом понятия «образовательная мотивация».

Согласно теории Г. И. Щукиной, «познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями».


Другое о педагогике:

Периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков
Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок, и его анализ. 1. Подготовительный. В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздато ...

Основные понятия ООП
В основе объектно-ориентированного программирования лежит идея объединения данных и действий, которые производятся над этими данными, в одной структуре. Каждая используемая в программе переменная имеет смысл только тогда, когда может принимать какие-либо значения. Множество значений, которые может ...

Элективные курсы в современной школе
Принципиальным положением организации школьного математического образования в настоящее время является дифференциация обучения математике - уровневая дифференциация и профильная дифференциация в старших классах средней школы . Программа по математике для средней общеобразовательной школы, работающе ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru