Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.
Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один ребенок, групповые - включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность ребенка каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение ребенка, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Отношения, складывающиеся между детьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что они не принимаются всерьез и не являются основаниями для выводов о ребенке. Игровое поведение и игровые отношения не так влияют на реальные взаимоотношения младших школьников, как учебная деятельность и труд.
Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни детей. Они имеют по преимуществу развивающее значение. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на воспитание ребенка в целом.
Особое место в системе деятельности школьника занимает трудовая деятельность. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития.
Участие детей в формах трудовой деятельности оказывает существенное влияние на процесс усвоения знаний. Одна из основных трудностей освоения знаний в школе - формализм. Ребенок как будто бы усваивает знания, знает научные формулировки, может проиллюстрировать их примерами. Однако это знание не применяется на практике. Когда ребенок сталкивается с жизненной задачей, то прибегает обычно к житейским представлениям. Это происходит потому, что школа не организует деятельности применения этих знаний на практике.
Цель трудовой деятельности школьников в формировании общетрудовых умений интеллектуального характера, умений выполнить задачу не только индивидуально, но и в условиях совместного труда, развитие положительной мотивации труда школьников, их творческих способностей и других качеств личности.
Далее необходимо выявить значение каждого вида деятельности и общения школьника для построения полноценного воспитательного процесса. Проведем анализ психолого-педагогической литературы с целью изучения отношения выдающихся ученых к организации воспитательного процесса и включению в него разнообразной деятельности детей.
Прежде всего, воспитание школьников осуществляется в процессе их учебной деятельности. Колоссальные потенциальные возможности для воспитательного процесса имеет как грамотно построенный учебный материал (дидактический и программный), так и сама личность учителя.
В учебном материале должно содержаться большое количество морально-этических суждений, нравственных коллизий, он должен глубоко затрагивать эмоциональную сферу школьников, стимулировать развитие нравственно-этических чувств. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу, раскрывает прекрасное в природе, общественной жизни, личных взаимоотношениях людей, развивает у детей положительное личное отношение к принципам морали, формирует идеал прекрасного человека.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Другое о педагогике:
Некоторые инновационные образовательные технологии
Возрастание в столь неблагоприятных условиях интереса к обучению и потребности в получении профессионального образования свидетельствует о том, что люди, поступающие учиться, движимы очень сильной мотивацией. Для оказания им содействия в приобретении образования создаются определенные инновационные ...
Самая превосходная должность под солнцем
Душой и сердцем воспитания является учитель, от него зависит будущее мира. От воспитания детей зависит «исправление человеческих дел на земле», развитие всего общества. «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане». Должность учителя ответственна и высока, о ...
Воплощение технологического подхода в построении
конкретных систем обучения
Воплощение технологического подхода в построении систем обучения имеет много примеров из прошлого: система индивидуально предписанного обучения, созданная в середине 1960-х гг. Питтсбургским университетом; система бригадно-индивидуального обучения, разработанная в 1980-е гг. в университете Джонса Г ...