Характеристика становления дополнительного образования в России

Педагогическая теория » Совершенствование системы дополнительного образования » Характеристика становления дополнительного образования в России

Страница 3

Изучая процесс трансформации сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования, исследователи обращают внимание на изменения в функциях учреждений дополнительного образования: отпала функция идеологического воспитания, направленная на формирование заранее заданной мировоззренческой позиций; значима функция выявления и поддержки детей, способных к творческой деятельности; ведущей стала образовательная функция; функции самоопределения, формирования духовного образа жизни, реализации коммуникативных потребностей детей сохранились, но изменился подход к определению путей их осуществления.

Для учреждений дополнительного образования детей на этапе перехода в качественно новое состояние присущи тенденции их обновления в целом: изменился взгляд на личность человека, усилились позиции культурно-исторической педагогики развития, возросло значение неформального образования, определились приоритеты дополнительного образования детей, вариативность его содержания, форм и методов, индивидуализация образовательных маршрутов социального самоопределения обучающихся; первичной организационной формой дополнительного образования становится добровольное объединение детей и взрослых, выступающее как продуктивная социальная общность, моделирующая различные социальные и профессиональные роли и отношения людей; положительный эмоциональный фон сотрудничества детей и взрослых; складываются условия, способствующие усилению стартовых возможностей индивида на рынке труда и профессионального образования.

Анализируя процесс становления дополнительного образования в России, мы обратили внимание на следующие его особенности:

становление дополнительного образования в России явилось результатом естественной потребности в образовании народных масс и активной позиции передовой российской интеллигенции. Учреждения, создаваемые в России для детей на протяжении своего существования претерпевали существенные изменения по целям, задачам, принципам, функциям, формам работы, направлениям деятельности;

современное дополнительное образование детей в качестве системы характеризуется созданием условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области и времени ее освоения;

система дополнительного образования сегодня характеризуется поисковой деятельностью учреждений дополнительного образования, в них активно идут инновационные процессы, обновляющие их цели, содержание, формы и методы работы.

Как показало исследование данного вопроса, в России отмечается тенденция постепенного перехода от компенсации внешкольными учреждениями отсутствия общего образования у детей к превращению внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования, а самого дополнительного образования в важный компонент общего образования. Дополнительное образование выполняет особую роль в создании педагогической практикой новой образовательной парадигмы развивающего образования и не должно рассматриваться как придаток к базовому, поскольку оно является самостоятельным и самоценным видом образования.

Исходя из вышеизложенного, процесс становления и развития особенностей учреждений дополнительного образования в России можно разделить на следующие временные этапы: конец XIX - начало XX века, 20 - 30-е годы XX века, 40-80-е годы XX века, период с 1992 года по настоящее время. Данная периодизация соответствует наиболее значительным социально – политическим характеристикам и отражает состояние внешкольного образования в указанные временные периоды.

Страницы: 1 2 3 


Другое о педагогике:

Формирование «Я – концепции» воспитателя
Существует много подходов к пониманию вопроса о построении профессиональной карьеры, как зарубежных исследователей, так и отечественных. Один из последних вариантов концепции профессионального самоопределения, созданный в Институте молодежи при РАО в 1993 году, основан на разработанной Р.Бернсом «Я ...

Значение игры
Педагоги психологи полагают, что игра удовлетворяет умственные потребности у детей младшего школьного возраста. Так педагог начальных классов С.Л. Лысенкова считает, что игра – это своеобразная предварительная тренировка ума, перед наиболее сложным решением поставленных задач в игре. Но все они сво ...

Методическая редукция учебного материала
Прием До редукции После редукции Лингвистическая трансформация контур Контраст Нюанс линия Различие Сходство Операциональное определение Равновесие - состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой и Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основн ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru