Во-вторых, различен сам механизм получения знаний. На уроке ученики получают теоретические знания, чтобы потом обратить их в свой опыт, а в игре получают опыт, чтобы вывести из него теоретические знания.
В-третьих, временные рамки урока четко соответствуют установкам психики: 5–10 минут на организацию устойчивого внимания при опросе, 15–20 минут устойчивого внимания на объяснение нового и 10–15 минут остаточного внимания на тренировку; а рамки игры соответствуют ее внутренней логике и времени физиологической утомляемости. В каждой игре интенсивность физиологических и психических процессов различна, и потому различно время их проведения.
Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность школьников. Помимо развития и коррекции собственно познавательных процессов (мышления, воображения, памяти как таковых) необходимо обеспечить и формирование такого важного их качества, как раскованность, раскрепощенность.
Важность формирования познавательной раскрепощенности школьников возникает в связи со следующей довольно типичной ситуацией. Нередко оказывается так, что дети, достаточно сообразительные и даже смекалистые в обычной внеурочной обстановке (в играх, в общении друг с другом), оказываются вдруг тугодумами в обстановке учебно-познавательной (на уроке, на практических занятиях, при выполнении домашних заданий). При тщательной психологической диагностике у таких детей, как правило, не обнаруживается каких-либо других дефектов в структуре познавательных процессов, свидетельствующих о существенных пробелах в их развитии, однако выявляются трудности эмоционального и личностно-коммуникативного плана, препятствующие полноценному вовлечению ребенка в учебно-познавательную деятельность. Во многих случаях оказывается и так, что отдельные, иногда достаточно существенные пробелы в развитии собственно познавательных процессов сочетаются с выраженными трудностями указанного плана: на познавательных процессах как бы стоят эмоциональные и личностно-коммуникативные блоки. Они мешают проявляться и развиваться им не только на уроках, но и на занятиях по игровому тренингу познавательных процессов: такие дети предпочитают отмалчиваться, ведут себя достаточно пассивно и часто отказываются от выполнения игровых заданий. В этом случае главным препятствием выступает их познавательная закрепощенность (т.е. скованность в функционировании их познавательных процессов при относительной сохранности операционной структуры). Взамен ее необходимо сформировать противоположное качество – познавательную раскрепощенность.
Под термином «познавательная раскрепощенность» понимается возможность свободного и активного функционирования познавательных процессов ребенка с использованием максимума его потенциала. Для этого необходимы, во-первых, устранение имеющихся у ребенка эмоциональных и личностно-коммуникативных барьеров, связанных с осуществлением познавательных процессов, и, во-вторых, приобретение полноценного и эмоционально безопасного опыта функционирования познавательных процессов с использованием максимума способностей: когда ребенок может свободно высказывать различные гипотезы, свободно искать способы решения тех или иных познавательных проблем и за счет этого получать положительную эмоциональную поддержку, вступать в общение со сверстниками и проявлять себя как личность.
Занятия, направленные на формирование познавательной раскрепощенности, лучше проводить в игровой форме – с использованием простого, житейского, доступного материала, на котором можно учить детей вычленять проблему, анализировать путь решения задачи, искать различные подходы к выполнению заданий, осознавать причины возможных неудач, сравнивать свое решение с работой сверстников, аргументированно излагать свое решение. Затем приобретенные навыки познавательной раскованности переносятся ребенком на более сложный учебный материал.
Другое о педагогике:
Основы и методы сюжетного рисования у старших дошкольников
При обучении страших дошкольников сюжетному рисованию необходимо: - разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу; - научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, накло ...
Организация и результаты
собственных исследований
В нашей работе мы использовали: 1. Метод наблюдения - это целенаправленное организованное восприятие предметов и явлений. Мы наблюдали за учащимися 1 «А» и 1 «Б» классов на уроках физической культуры по лыжной подготовке. 2. Метод анкетирования. В начале исследования мы проводили анкеты с учащимися ...
Сольфеджио: содержание понятия. Связь сольфеджио с другими дисциплинами ДМШ
Само понятие «сольфеджио» как учебная дисциплина курса детской музыкальной школы может быть истолковано в узком и широком смысле. Сольфеджио в строгом смысле слова – это умение читать ноты, владение нотной грамотой. Вместе с тем в программу сольфеджио в детской музыкальной школе (под «детской музык ...