И.Я. Каплунович полагает, что у каждого человека, в зависимости от пола, возраста и индивидуальных особенностей, преобладает одна из пяти подструктур мышления, которые закладываются еще в детстве. Так, у девочек больше развиты топологический (акцентирующий внимание на свойствах связности, замкнутости, компактности предмета; носители такого типа мышления неторопливы и в действиях стремятся к последовательности) и порядковый (характеризующийся приверженностью нормам, правилам, логичности) типы мышления, у мальчиков – проективный (в центре внимания – возможное применение того или иного предмета) и композиционный (в центре внимания – положение предмета относительно других в пространстве); метрический (акцент внимания на количестве предметов) присущ детям обоего пола.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте мы можем встретиться с зачатками развития словесно-логического мышления. Свидетельством тому являются данные об уровне его развития в дошкольном возрасте. Если интерпретация детьми сюжетной картинки не вызывает особого затруднения у абсолютного большинства детей, то способность к обобщениям становится практически доступной только к шестилетнему возрасту. Положительная динамика отмечается в развитии микромоторики, зрительного восприятия и памяти, словесно-логического мышления. Скачкообразная положительная динамика характерна для развития зрительно-конструктивной деятельности и пространственного мышления. Отсутствует динамика в развитии слухового и тактильного восприятия, а также слухоречевой памяти. Однако, как правило, у младших школьников уже сформированы тонкая моторика, познавательные функции и функции запоминания, однако сохраняются низкие показатели развития кратковременной слуховой словесной памяти и слабо развита кратковременная зрительная память.
Все эти особенности следует учитывать при обучении сольфеджио, в процессе обучения которому особый акцент делается именно на моторику и память.
Другое о педагогике:
Полимеры в решении сырьевой проблемы
Человеческое общество по мере своего развития входит во все большую зависимость от сырьевых ресурсов окружающей среды. Масштабы потребления некоторых веществ минерального происхождения уже приближаются, а в будущем могут превысить естественные возможности природы. Совершенно новые перспективы в пла ...
Понятие психологической готовности детей к обучению. Низкий уровень школьной
зрелости
Своевременная оценка психологической готовности детей к обучению в школе является одним из основных видов профилактики последующих возможных трудностей в обучении и развитии. При этом психолог прежде всего обращает внимание не только на формальную готовность к школьному обучению (умеет читать, счит ...
Особенности формирования связной речи у детей с нормальным
речевым развитием
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения, осуществляется в диалоге и монологе. Она включает в себя совокупность сложных постепенно формирующихся операций, умений, навыков, обеспечивающих ...