В Беларуси функционируют около 4.5 тыс. детских дошкольных учреждения, в которых воспитываются и обучаются свыше 400 тыс. детей, что составляет две трети от общего количество детей дошкольного возраста, проживающих в республике.
В этих учреждениях обеспечивается воспитание детей через приобщение их к родному языку, культуре, народным традициям, культуре других национальностей, проживающих на территории республики. С учетом потребностей семьи и общества созданы детские ясли, сады, ясли-сады и группы с гибким графиком работы, детские учреждения семейного типа, различной направленности в работе (углубленным эстетическим и физическим развитием, санаторного типа, для детей с особенностями в физическом и психическом развитии) и др.
В республике взят курс на разработку вариативных программ, методик и пособий, которые могут выбирать воспитатели, организуя воспитательно-образовательную работу с детьми через разные виды детской деятельности. В этих же целях разработана новая модель дошкольного учреждения - открытый детский сад, где родители являются непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса в качестве ассистентов воспитателей, руководителей кружков, секций, студий. 97% педагогов, занятых в сфере дошкольного воспитания и образования, имеют высшее и среднее специальное образование. Оплата родителей за пребывание детей в дошкольных учреждениях составляет в среднем 12% от общих затрат на содержание ребенка. Остальные финансовые средства на содержание детей в этих учреждениях дотируются из государственного бюджета.
Общее среднее образование
является основным звеном в системе непрерывного образования.
Система общего среднего образования включает следующие ступени: начальную (4 года обучения), школу 2-й ступени (5-9-й классы) и школу 3-й ступени (10-11-й классы), которые могут существовать как отдельно, так и в составе базовой (9-лет-ней) или средней (11-летней) школы.
Обучение начинается с 6 лет.
В начальной школе главными задачами являются: развитие физических и интеллектуальных способностей учащихся, нравственных и духовных качеств личности; формирование у детей устойчивого интереса к учебной деятельности, базовых умений и навыков письма, чтения, счета; овладение первоначальными знаниями о природе, обществе и человеке, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Школа 2-й ступени является базовой, обязательной для всех детей и призвана обеспечить систематические знания, умения и навыки, необходимые для продолжения общего и начала профессионального образования, включения личности в жизнь общества, а также развитие ее творческих качеств, воспитание национального самосознания и общечеловеческой морали.
Школа 3-й ступени обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе такого уровня знаний, умений и навыков, которые свидетельствуют о формировании полноправного и ответственного гражданина, способного к самообразованию, самовоспитанию и гармоничным отношениям с окружающей природной средой.
Обучение в школах 2-й и 3-й ступеней завершается выпускными экзаменами, по результатам которых выпускники базовых школ получают свидетельство, а средних - аттестат.
В республике работает 4619 общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, в которых обучается более 1,5 млн. учащихся. Начальные школы составляют 15,8%, базовые - 22,6%, средние - 59,5% общеобразовательных школ страны. Финансирование их осуществляется из средств бюджетов местных органов власти, в ведении которых они находятся.
В общеобразовательных учреждениях работают свыше 142 тыс. педагогических работников. Изменился качественный состав педагогических кадров общеобразовательных учреждений: 86,3 процента педагогов имеют высшее педагогическое образование, введены штатные единицы педагогов-психологов, педагогов социальных. Эффективно функционирует система повышения квалификации педагогических работников и руководителей системы образования. Ежегодно более 50 тыс. специалистов образования повышают свою квалификацию. Состав педагогических кадров ежегодно обновляется более чем на 3 тыс. молодых специалистов.
Другое о педагогике:
Характеристика деятельности детского сада в г. Алматы №53
Главная задача детского сада №53 состоит в том, чтобы устранить противоречия и создать детский сад, объединяющий, прежде всего, родителей-единомышленников, объединяющий мам и пап, одинаково отвечающих на вопросы о том, что такое хорошо и что такое плохо. Основные принципы касаются следующих моменто ...
Организация
диагностического исследования
Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития ребенка, важнейшим средством формирования нравственной культуры, культуры межличностных отношений. Ставится задача первостепенного развития у детей интереса к труду взрослых, воспитания желания трудится, навыков элементарной деятельност ...
Развитие теоретического мышления младших школьников – важнейшая
психологическая проблема
В результате анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении мы отмечаем следующее: 1. В обществе всегда присутствовало понимание того, что семья по своим воспитательным возможностя ...