Для данной игры использовались наглядные средства, это маленькое дерево, и макет большого дерева со словообразовательными частями, которые могут помочь ребятам образовать новые слова. Когда учащиеся образуют новое слово, учитель удирает его схему и присоединяет к стволу дерева ветку с готовым словом, таким образом, получается новое дерево. Это привлекает внимание учащихся, им интересен сам процесс игры, образовывая новое слова, они вносят изменения в рисунок на доску, они сами его создают.
Задачей учащихся было образовать новые слова, с помощью суффиксов и приставок. Причем некоторые части слова были уже даны в готовом виде, а некоторые учащиеся должны были подобрать сами, что осложняло их работу. Но в тоже время давало им возможность получить больше новых слов, например, от слова шум, при помощи приставки и суффикса можно образовать следующие слова: пошуметь, зашуметь, нашуметь и т.д. Учащимся не дана конкретная приставки и поэтому они могут выбрать любую из них. У другой же команды в буквенной записи слова «зверь» при образовании нового слова буква мягкий знак исчезает. Ребятам необходимо было верно выполнить запись данных слов. Группа экспертов – третья команда выполняла задачу контроля, она выражали свое мнение по поводу того, верно ли образовано слово, и называли способ его образования. В этой команде разместились сильные ученики, игра позволила им реализовать свои возможности и повторить ранее изученный материал, довольно сложный по своему содержанию. Таким образом, эти ребята учились высказывать свою точку зрения, доказывать ее, приводя различные доводы и аргументы.
Слабым ребятам игра так же помогла реализовать свои возможности, в каких-то случаях проявить свои творческие способности.
В игре были задействованы все ребята, обучающиеся в классе. Игра увлекла их, им был интересен процесс игры. Ребята остались удовлетворены своей работой, проявляли активность.
Игра позволила также увидеть, насколько ребята ориентируются в данном довольно сложном материале, насколько они им владеют. Ведь чтобы образовать новые слова, им необходимо было вспомнить, какие способы словообразования существуют, какие части слова являются словообразовательными.
Игра способствовала развитию памяти, мышления, творческого воображения. Так как ребята работали в группах, игра способствовала сплочению коллектива, образованию в классе дружеской, рабочей атмосферы.
Игра проводилась на этапе закрепления ранее изученного материала. Она позволила активизировать работу учащихся в середине урока, способствовала стимулировании их деятельности, помогла созданию развивающей, как психические процессы, так и личностные качества, атмосферы. Настроила учащихся на дальнейшую работу. Игра способствовала продуктивному закреплению материала. Закрепление этого материала, проходило в ситуации игры, непринужденной обстановки, тем самым, повышая интерес к русскому языку, как одному из самых сложных предметов.
Фрагмент урока русского языка № 5.
Тема: Текст. Окончание текста.
Цель: - создать условия того, чтобы познакомить учащихся со структурой и целостностью текста;
Задачи: - осуществить тренинг в подборе возможных окончаний к незаконченным текстам, через работу с упражнениями учебника;
- развивать слуховую память орфографическую зоркость;
- воспитывать ответственное отношение к учебе, способствовать формированию интереса к русскому языку, через дидактическую игру.
Этап урока – закрепление изученного.
Дидактическая игра «Бартер».
Цель игры: создать условия для закрепления структуры текста, для раскрытия понятий дефицит и бартер, для развития психических процессов школьников: памяти, речи, мышления, воображение и личностных качеств.
Сегодня на уроке мы выяснили, что текст должен иметь окончание, также у текста есть заголовок. Сейчас, ребята, я вам предлагаю поучаствовать в игре, которая называется «Бартер». А что такое бартер вы узнаете в процессе игры. Ребята, вам необходимо получить цельный текст, имеющий заголовок и окончание, подходящие по смыслу к исходному, но не законченному тексту.
Учащиеся делятся на три команды. Первая команда получает три варианта исходного текста на различные темы, вторая команда получает, окончания для всех текстов, третья команда получает заголовки для текстов.
Учащиеся определяют, что для решения поставленной задачи не хватает определенных элементов; выясняют, что недостаток, нехватка чего-либо характеризуется понятием дефицит. Ребята, видят, что некоторые элементы текста у них в избытке. При работе в группе учащиеся должны понять, как им можно достать элементы текста, которые находятся в недостатке, и как избавится от ненужных элементов.
Другое о педагогике:
Опыт работы с детьми-мигрантами на Юге России
В Ростовской области, где проблема миграции сверхактуальна, были разработаны интегративные курсы «Поддержка и защита детства на материалах миграционной педагогики», «Подготовка учителя к осуществлению педагогической поддержки детей-мигрантов в поликультурном образовании», «Основы межкультурного общ ...
Безопасность проекта
Изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых протекает труд человека - одна из наиболее важных задач в разработке новых технологий и систем производства. Изучение и выявление возможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных забо ...
Достоинства
и недостатки проблемного обучения
Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следователь ...