Структура культуры будущего специалиста состоит из следующих составляющих:
мышление;
эмоционально-волевые проявления;
способы деятельности и поведения;
ценности и ценностные ориентации;
знания;
опыт;
традиции, нормы, связанные с историческими способами жизнедеятельности человека, семьи, сообщества, государства.
Основной проблемой выпускников на рынке труда является отсутствие опыта и стажа работы. Наличие этих требований, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из основных условий к кандидатам на замещение предполагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа выпускников ВУЗов берут неохотно. Раньше этой проблемы не существовало, потому что после окончания ВУЗов все выпускники получали направления на первые рабочие места.
Решить проблему отсутствия опыта и стажа работы, главным образом, можно за счет квотирования рабочих мест для выпускников. В первую очередь такую практику необходимо применить для обеспечения гарантированного трудоустройства социально незащищенных категорий молодежи - инвалидов, детей-сирот, членов многодетных семей. Проблему отсутствия опыта работы также можно решить, если государство обеспечит работодателям систему условий, при которых им выгодно будет брать на работу выпускников ВУЗов. Это может быть система налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу молодых специалистов без опыта работы. Такая система может действовать в течении одного-трех лет, пока бывшие студенты приобретают необходимые знания, умения и навыки, чтобы стать квалифицированными специалистами.
Еще одной возможностью получения выпускниками необходимого опыта работы может быть практика найма на разовые работы. На такие как: различного рода рекламные акции, маркетинговые исследования, социологические опросы, работа в сфере политики, занятость на общественных работах, деятельность на различных предприятиях в качестве волонтеров. При этом полезно ввести практику получения рекомендательных писем с мест подобной работы. Грамотно составленное резюме в совокупности с такими рекомендательными письмами значительно увеличат шансы выпускника на трудоустройство. Кроме того, временная занятость студентов, в данном случае, не только позволит им получить опыт, поверить в собственные силы, проверит уровень знаний, но и заработать репутацию, что играет значительную роль на современном рынке труда. Вполне возможно, что выполняя временную, одноразовую работу им предложат постоянную или порекомендуют фирму, где в данный момент необходим такой специалист.
Возможен также вариант, когда сам студент будет оплачивать получение опыта работы на том предприятии, которое согласно предоставить ему место для прохождения практики. Особенно это уместно для студентов во время прохождения учебной практики во время обучения в ВУЗе, так как обычно в роли таких предприятий находятся заводы которые "еле держатся на плаву". Во время такой практики студенты не получают никаких необходимых, и тем более новых и интересных, знаний. Можно понять руководителей ВУЗов, когда они направляют туда своих студентов - они не имеют достаточно денежных средств для оплаты практики студентов, но это не выход из сложившейся ситуации. Количество студентов, обучающихся на контрактной основе постоянно растет. Из этого следует, что студенты заинтересованы в получении высшего образования. А высшее образование нельзя считать полным без получения практического опыта работы во время прохождения учебной практики на предприятиях по специальности. Именно там им дадут необходимые недостающие знания, умения и навыки, хотя и за дополнительную плату.
Ценности и ценностные ориентации студента формируются в процессе жизни и воспитания. В связи с этим в данном разделе курсовой работы целесообразно рассмотреть теоретические основы воспитания студентов.
Условно формирование личности будущего специалиста, его развитие и воспитание можно подразделить на три этапа:
довузовский;
период обучения в ВУЗе;
после вузовский.
Каждый из этапов имеет свои особенности и продолжительность. На первом этапе решающую роль играют семья и организованные формы воспитания, которые обеспечивают специалисты, педагоги-профессионалы. На втором этапе влияние семьи несколько ослабевает, организованное воспитание становится не столь широким, но более интенсивным, усиливается роль самовоспитания, повышается воздействие на личность студенческого коллектива, воспитание приобретает черты профессиональной направленности. Третий этап характеризуется преимущественно самовоспитанием, влияние извне ослабевает, усиливается внутреннее воздействие индивида на самого себя, происходит как бы шлифовка, изменение строя личности, системы ценностей и отношений. Если первый этап охватывает около 18 лет, второй - 5, то третий - всю жизнь после завершения вузовского образования.
Другое о педагогике:
От осознания необходимости специального образования для отдельных категорий
детей с отклонениями в развитии
С
начала ХХ
столетия до 70-х гг. Западная Европа проходит путь от понимания необходимости специального образования глухих, слепых, умственно отсталых детей до осознания необходимости предоставить образование всем детям с отклонениями в развитии. Это время совершенствования и дифференциации национал ...
Методические позиции реализации полихудожественного подхода на уроках музыкальной
литературы в ДШИ
Обучение музыкальной литературы в ДМШ - это знакомство с творчеством композиторов. Интересный, насыщенный, но в то же время сложный для усвоения материал большого объема предстоит донести до учащихся разновозрастных групп (в одной группе могут заниматься дети 10 - 15 лет). И от того, какие методы и ...
Общая характеристика Муниципального учреждения
дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» г.
Оренбурга
МУДОД «Центр эстетического воспитания детей» создан в апреле 1994 года, является инновационным муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей, которое выполняет вместе со школой и семьей единую цель - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация допол ...