Роль сюжетно-ролевых игр в психическом развитии детей среднего дошкольного возраста

Педагогическая теория » Сюжетно-ролевая игра как средство формирования и развития воли у детей среднего дошкольного возраста » Роль сюжетно-ролевых игр в психическом развитии детей среднего дошкольного возраста

Страница 1

сюжетный ролевой игра дошкольник

Проблема сюжетно-ролевой игры как основного вида деятельности - одна из самых сложных и неоднозначно оцениваемых в психологии и педагогике.

Существуют различные концепции, которые пытаются раскрыть природу, движущие силы, возможности, особенности сюжетно-ролевой игры.

Проводя наблюдения над естественным ходом нервно-психического развития детей, ученые большое внимание уделяли условиям, содействующим этому развитию и задерживающим его, стремились определить роль внешних и внутренних стимулов развития в различные периоды жизни ребенка. Среди условий умственного развития они указали на исключительно важную роль игры. «За исключением сна и времени, потраченного на неприятные чувства, все остальное время здоровый ребенок обыкновенно употребляет на умственную работу, которая у него состоит из наблюдений, игр и забав». «Главнейшим пособием или орудием умственного развития в раннем детстве служит неутомимая умственная деятельность, которую обыкновенно называют играми и забавами. С обучением ребенка речи к ним добавляется новое средство развития - беседа со взрослыми».

Ученые подразделяли детские игры на три группы, рассматривая в качестве основания для классификации развивающее воздействие на те или иные психические составляющие, и дал психологическое обоснование воздействия игр и забав.

Первая - инстинктивно придуманные ребенком занятия и упражнения, способствующие закреплению в уме ясных образов или следов получаемого представления.

Вторая - игры и забавы для развития и укрепления чувства самосознания.

Третья - игры и забавы для упражнения процесса воспроизведения (репродукция впечатлений).

«Игры представляют собой исключительно умственную интеллектуальную деятельность. В них отмечается полное отсутствие эмоционального начала». Данное утверждение ученых является недостаточно обоснованным, поскольку у детей, особенно в среднем дошкольном возрасте, в процессе игры наряду с интеллектуальной деятельностью обязательно присутствует эмоциональный отклик, интерес. Вторую особенность детских игр составляет их беспрерывная смена, которая тем резче, чем младше ребенок.

С развитием ребенка круг объектов игры все более расширяется. Вместе с тем развивающееся мышление приводит в действие различные двигательные аппараты (движение глаз, головы, рук, перемещение) в пространстве для отыскивания новых предметов и для овладения в реальности теми объектами, смутный образ которых уже живет в мыслительных центрах ребенка. Потребность ознакомления со свойствами предметов внешнего мира, с их видом, формой, весом, сопротивлением, гибкостью и другими качествами предполагает необходимость огромного количества моделей и бесконечно частого их использования. Отсюда, большое разнообразие в предметах, служащих для игры, и в способах забавы: они разнообразны, как разнообразна человеческая мысль.

Развитие самосознания у ребенка сопровождается многими моментами: мускульными ощущениями; болевыми и другими впечатлениями от тела; зрительными представлениями о форме и величине собственного тела. И здесь важным вспомогательным орудием для развития зрительных представлений служит зеркало. Оно является одной из самых поучительных игрушек.

Один и тот же предмет сюжетно-ролевой игры может служить детям для различных целей. Например, бросание предметов и постукивание употребляются один раз для вызывания звуков, которые ребенок анализирует и классифицирует, другой - для практики воспроизведения идей. Этот факт объясняется тем, что картинка, которую ребенок видит, оставляет слабый след в его уме и воспроизводится недостаточно ясно и легко. Чтобы прочно ее запечатлеть, необходимо воспроизвести операцию. Но как только ребенок достигает этого, игра теряет для него интерес.

Задачи, преследуемые ребенком в сюжетно-ролевых играх и забавах, имеют важное воспитательное значение и включают в себя все свойства учения и весь смысл умственного труда. Сюжетно-ролевые игры - это школа мышления, а творчество и фантазия, проявляющиеся в них, не что иное, как фазы эволюции мыслительного процесса. Ученые призывают содействовать ребенку в играх, что может чрезвычайно облегчить трудности умственного развития.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Мотивации самостоятельной работы студентов
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них ...

История развития метода проекта
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, ...

Игры и упражнения для обогащения словарного запаса учащихся
Потерялся поясок Цель: Упражнять детей в различении большого количества оттенков (пяти-шести) одного цвета. Совершенствовать навык описания предметов одежды (платьев, пальто, курток и др.). Игровой материал: Таблицы с наклеенными на них платьями, пальто или куртками, вырезанными из бумаги одного цв ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru